Хьюстонский симфонический сыграл «Атомного доктора»
Хьюстонский симфонический оркестр под руководством Ханса Графа выступал в Колонном зале Дома союзов два вечера подряд. На втором из них была представлена симфония живого американского классика Джона Адамса, написанная на основе одноименной оперы, увидевшей свет в Сан-Франциско в 2005 году. Жутковатое название вполне оправдано: музыка посвящена созданию и первому испытанию атомного оружия. Адамс, по его словам, хотел передать ощущения создателя первой атомной бомбы в последние несколько часов перед запуском испытаний.
Кинематографичная партитура была и исполнена подобающе — в большом голливудском стиле. С безупречной и оглушительной медью, напористыми и даже упертыми струнными. Постоянный скрип несмазанных кресел почти не мешал — воспринимался как часть шумовой партитуры.
У себя на родине оркестр часто зовет на подмогу видеоряд: там популярны концерты с экраном позади оркестрантов. Хьюстонцы недавно устроили выступление, посвященное 25-летию видеоигры The Legend Of Zelda. Есть еще афиши с «Волшебником страны Оз», «Матрицей»...
Дух Голливуда в некоторой мере проник и в Одиннадцатую симфонию Шостаковича, прозвучавшую в Москве после антракта. Смелое решение показать русским русскую музыку обусловлено, видимо, тем, что именно Хьюстонский симфонический впервые исполнил эту партитуру в США в 1957 году.
После завершения заявленной программы дирижер Ханс Граф неожиданно обратился к публике на хорошем русском (в 1972 году он стажировался у Арвида Янсона в Ленинграде). Пошутив насчет «формализма» Шостаковича, он закончил речь приглашением в русскую сказку — подразумевая «Бабу-Ягу» Лядова. Технически хьюстонцы были идеальны: чистота интонации и слаженность оркестровых групп вызывали ревность у наших оркестрантов, сидевших в зале. Но все же «Баба-Яга» в американском прочтении неуловимо походила на «Бэтмена».