Кремль решит, сажать ли полпредов на деньги
Кремль определяется, каким следует быть
институту полпредов. Главный вопрос — наделять ли полномочных представителей
экономическими полномочиями или же оставить за ними исключительно политические
функции, говорят источники «Известий» в Белом доме и АП.
По словам собеседника в правительстве, на сегодняшний день
отрабатывается три экспериментальных модели функционирования представителей президента.
В первых двух случаях существенными экономическими правами
обладают именно полпреды. Так, Александр Хлопонин, совмещающий должности
вице-премьера и полпреда президента в СКФО, руководит межправительственной
комиссией, решения которой приравниваются к решениям кабмина, имеет прямой
выход на премьера, может влиять на содержание федеральных целевых программ (ФЦП).
Вторая модель была применена в случае с Виктором Ишаевым: он
стал министром по развитию Дальнего Востока и одновременно полномочным
представителем президента в ДФО. «У Ишаева как министра аппарат больше, чем у вице-премьера. Он может иметь в своем штате
250 человек, из них 200 будут работать на территории округа, а 50 останутся в
Москве», — комментирует источник в правительстве. Собеседник «Известий» в
экспертных кругах поясняет, что появление специального министра по развитию
Дальнего Востока было продиктовано тем, что «завис» вопрос с созданием
одноименной корпорации.
Третья модель заключается в следующем: вопросы
экономического развития округов закрепят за замами министра регионального
развития. Их будет восемь — по количеству федеральных округов. В этой схеме
полпредам отводится роль исключительно политических кураторов. Правда, источник
«Известий» в Минрегионе утверждает, что «до сих пор нет понимания, чем
конкретно все эти восемь замов будут заниматься. В министерстве уже прошло три
совещания по этому поводу, но ясности так и не появилось».
Высокопоставленный источник в правительстве утверждает, что
окончательное решение о том, какими полномочиями следует обладать полпредам,
должно быть принято к концу года: «Думаю, мы придем к следующему: за каждым
вице-премьером закрепят свой федеральный округ, а полпреды будут выполнять исключительно
политические функции», — говорит он.
Другой источник считает, что в этом случае роли будут
распределены так: «Каждый полпред будет иметь в правительстве экономического
лоббиста в лице вице-премьера, курирующего округ. Они бы смогли работать в
связке». Но в этом случае в правительство придется вводить еще одного
вице-премьера. Сейчас их семь, а округов восемь.
Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил
Бабич, напротив, считает, что ни в коем случае нельзя оставлять за
представителями главы государства функции исключительно политического
характера. «Разорвать экономическую и политическую работу невозможно. В этом
случае деятельность полпредов не будет эффективной, — заявил он «Известиям». — Не
бывает эффективной политики без эффективной экономики. Людей интересуют не
фамилии конкретных политических вождей, а зарплаты, пенсии, дороги,
безопасность».
По мнению Бабича, решение президента оставить Хлопонина в
ранге вице-премьера — полпреда и назначить Ишаева министром — полпредом
продиктовано стремлением создать эффективный метод работы с округами, которые
требуют наибольшего внимания и влияния со стороны федерального центра.
Каких-либо изменений в статусе других полпредов, считает Бабич, не требуется: «Полномочий
и так достаточно. Надо просто работать».
Однако подобной точки зрения придерживаются не все.
Несколько собеседников «Известий» в разных полпредствах заявили, что «ставленников
президента» обязательно нужно наделять экономическими полномочиями — иначе
у них не будет возможности качественно выполнять свою работу.
На сегодняшний день экономические функции закреплены за всеми
полпредами. Но, за исключением Хлопонина и Ишаева, только формально. Все
серьезные решения, говорит источник в одном из полпредств, принимаются на
уровне правительства или местных структур исполнительной власти, и «эту
ситуацию надо менять»: закрепить за полпредами право участвовать в согласовании
региональных бюджетов, федеральных целевых программ, а также дать им
возможность вносить свою лепту в оценку деятельности губернаторов. Для этого
достаточно лишь внести дополнительные пункты в Положение о полпредах.
Источник в экспертных кругах не без ехидства замечает, что
все попытки президентских представителей добиться повышения статуса за редкими
исключениями заканчивались провалом: «Они так и не получили права принятия
решений в вопросе раздела денег. Хотя многие в свое время пытались получить
полномочия в ряде вопросов — начиная от разработки стратегий развития округов и
заканчивая менеджированием проектов. Драчевский (экс-полпред главы государства
в Сибирском федеральном округе. — «Известия»), например, когда-то носился со
стратегией развития Сибири. Ничего не вышло».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав
Туровский считает, что в отношении полпредов нужно сохранить статус-кво: «С
моей точки зрения, полпред — это политическая фигура, которая должна выполнять
свою главную задачу: контролировать процессы, происходящие в регионах».
Политолог отмечает, что эксперимент с Хлопониным не дал желаемого результата: «Он так и не смог наладить контроль за финансовыми потоками, идущими из центра на Кавказ». Что же касается другого участника эксперимента, Виктора Ишаева, то, по словам Туровского, остается под вопросом, в какой мере чиновнику удастся повлиять на финансовую политику округа.