Петербург оставили с носом


Перекрытый Невский — гуляй не хочу — и невнятные аттракционы на Дворцовой — таким запомнится нынешний День города гостям и петербуржцам. Ничего зрелищного и сверхординарного организаторы уличных гуляний выдать не смогли. Не помогли даже оперные и балетные звезды на сцене перед Инженерным замком и приглашенные рок-музыканты уровня Сургановой и Галанина на стрелке Васильевского острова — все это было и раньше, причем не один раз.
Впрочем, зрителей и на классику, и на условно-молодежный рок собралось немало — статус культурной столицы Петербург в очередной раз подтвердил. Видимо, с расчетом на эту интеллигентскую продвинутость на здании комитета по культуре, выходящем окнами на Невский проспект, появился масштабный объект телесного цвета, при ближайшем рассмотрении оказавшийся носом — гоголевского майора Ковалева, надо понимать. Внизу, под ним, имелись бравые усы, которые гуляющая общественность сразу проассоциировала с обликом действующего градоначальника. Впрочем, авторы инсталляции на такую неожиданную, слегка карикатурную трактовку вряд ли рассчитывали.
Из очевидных оформительских ляпов стоит отметить еще и гигантские ботфорты — каждый по шесть метров высотой — неизвестно зачем вставшие на Невском. И весьма убогое на вид окно в Европу, сделанное из белого пластика. По ходу действа его превратили в аттракцион для всех желающих: смельчак, протиснувшийся сквозь рамы, получал «игрушечную» визу в Европу и мог вдоволь походить по расстеленной тут же географической карте. Петербуржцы такому действу откровенно веселились, проходившие рядом иностранцы выглядели слегка озадаченными.
Собственно, единого действа, чтобы каждый прохожий увидел и понял — вот он праздник, День рождения моего города, в этом году не получилось. Привычный и любимый многими карнавал заменили дежурным мотопробегом, благо, байкеры не подвели — выглядели броско и внушительно, а хулиганский обряд срезания Королем карнавала властного галстука — с Валентиной Матвиенко такой номер из года в год проходил — на этот раз упразднили вовсе. Действующий градоначальник отметил День рождения Петербурга воскресным посещением Исаакиевского собора и участием в торжественной церемонии возложения цветов к подножию Медного всадника.
Впрочем, на Божественной литургии в главном городском храме Георгий Полтавченко не задержался: зашел и, спустя минут десять, вышел. В Исаакиевском соборе губернатор успел только перекреститься, поцеловаться — по обычаю троекратно — как минимум с десятком руководящих священнослужителей и поздравить с 83-летием Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. По удивительному совпадению день рождения владыки приходится именно на 27 мая — официальную дату основания города.
Не обошел вниманием градоначальник и высоких иностранных гостей — в эти дни в Петербурге гостит архиепископ Элладский и афинский Иероним. Кстати, в северную столицу афинский предстоятель прибыл аккурат из Москвы. И там Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал ему 17 млн рублей, собранных Русской православной церковью «на социальную помощь народонаселению, пострадавшему от кризиса». Полтавченко денег Иерониму не пожаловал, но вручил шикарный, сложносочиненный букет.
Еще один ворох цветов, теперь уже алых роз, из рук градоначальника предназначался императору Петру — основателю северной столицы.
К Медному всаднику Георгий Полтавченко отправился демократично — пешком, без особой охраны. Зато у памятника его ждали по всей форме — с оркестром, ротой почетного караула и массой вип-гостей самого разного толка и разряда.
Возложение цветов опять-таки прошло строго по ранжиру. И первым букет Петру Великому преподнес даже не губернатор, а глава Конституционного суда Валерий Зорькин со свитой. Затем были розы Полтавченко, букеты от городского правительства, цветы от депутатов Законодательного собрания и далее по списку, включавшему еще Почетных граждан Петербурга, других городов России и зарубежья. Под конец к гранитному основанию памятника пригласили судей Уставного суда, чиновников исполнительных органов власти и представителей общественности — сразу всех вместе. На этом торжественная часть весьма органично закончилась. Зеваки отправились смотреть очередной улично-спортивный балаган на Исаакиевской площади, а избранные випы уехали открывать Летний сад.