Военные не отдадут власть в Египте

В Египте проходят первые в истории страны демократические президентские выборы. Массовые восстания, вспыхнувшие в конце 2011 года, привели к тому, что Хосни Мубарак, руководивший страной на протяжении 29 лет, покинул свой пост. В разгар «арабской весны» власть в Египте взял в свои руки Высший совет вооруженных сил во главе с министром обороны, маршалом Хусейном Тантави, который сегодня заявляет о полном контроле над честным проведением выборов и намерении передать всю власть избранному президенту.
В подтверждение этих слов правлением Египта были приняты беспрецедентные меры по борьбе с фальсификациями. Кандидатам эти выборы обошлись в сотни миллионов долларов: предвыборная компания с привлечением СМИ, массовые агитационные материалы и проведение мероприятий и народных гуляний в честь того или иного кандидата. Длиться выборы будут до 21 июня ― ожидается, что в этот день, по прошествии двух туров, будет наконец объявлен первый демократический глава государства.
Для России вопрос взаимоотношений с ближневосточными странами, в том числе Египтом, актуальности не теряет. Однако, несмотря на заявления некоторых кандидатов, в частности экс-лидера Лиги арабских государств Амра Мусы, об укреплении взаимовыгодных отношений и наличия очевидных перспектив в отношениях с Россией, международные эксперты не торопятся с выводами.
— В день первого тура рано говорить о влиянии исхода голосования на взаимоотношения Египта с соседями, в частности с Россией. Одно я могу сказать с уверенностью: предпосылок к резкому изменению курса внешней политики у Египта нет и не планируется, — рассказывает аналитик Королевского института международных отношений сэр Ричард Далтон.
Вопросы вызывают и дальнейшее распределение власти между главой государства и действующими властями. Эксперты считают, что полнота власти не будет сосредоточена исключительно у президента: Высший совет вооруженных сил, контролировавший ситуацию в стране на протяжении последнего года, не намерен отказываться от своего влияния.
— Президенту придется считаться с мнением военных — в этом отношении должен быть очень тонкий баланс. В случае нестыковки это может привести к приостановке нормальной политической деятельности, — продолжает сэр Далтон.
Стоит ожидать, что военные во главе с маршалом Тантави потребуют внесения четких сводов своих полномочий в конституцию страны, дабы избежать единовластия президента.
Видимо, недаром на одной из стен правительственного здания на площади Тахрир в центре Египта появились граффити с лицами Тантави и Мубарака. Последний, кстати, голосовать отказался.