Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Канн во власти любви

На кинофестивале триумфально прошла премьера нового фильма Михаэля Ханеке
0
Канн во власти любви
Кадр из фильма Михаэля Ханеке «Любовь». Источник: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В пятый день фестиваля на Канн обрушились ураганный ветер, ливень и холод, зато, в компенсацию, в конкурсе показали фильм, благодаря которому 65-й Каннский фестиваль запомнят надолго: «Любовь» Михаэля Ханеке. 

Не зря все-таки директор Канна Тьерри Фремо свел в нынешнем конкурсе четырех обладателей «Золотой пальмовой ветви» прошлых лет — их соревнование составляет мощнейшую внутреннюю интригу. 

На вечер понедельника назначен первый показ «Доли ангелов» Кена Лоуча, британского режиссера, получившего «Пальму» в 2006 году за «Ветер, который колышет вереск». До того мы увидели новый фильм Аббаса Киростами, который стал победителем в 1997 году со «Вкусом вишни». Его картина называется «Как кто-то влюбленный», снята в Японии, рассказывает странную историю пожилого профессора и подрабатывающей проституцией студентки и, несмотря на филигранное мастерство, всё же свидетельствует, что свои лучшие (пока) фильмы иранский классик снял на родине. 

Лидерство, в том числе и по рейтингам международной прессы, на настоящий момент у фильмов «За холмами» Кристиана Мунджиу и «Любовь» Михаэля Ханеке. Но если румынская картина расколола аудиторию и породила противоположные прочтения (западная публика в основном считает ее антиклерикальной, а российский режиссер Павел Лунгин, например, глубоко религиозной), то по поводу Ханеке наблюдается почти единодушный восторг. 

Его фильм о любви и смерти настолько пронзителен, глубок и точен, что эмоциональность в восприятии отодвигает на второй план формальное совершенство картины. 

Жорж и Анна (Луи Трентиньян и Эммануэль Рива), муж и жена, обоим за 80, в прошлом оба — преподаватели музыки, живут вдвоем в просторной, старомодной парижской квартире. Дочь (Изабель Юппер), тоже музыкантша, родителей, при всей любви к ним, видит не так уж часто, но супругам вполне хватает общества друг друга. Плюс концерты, книги, неспешные беседы за чаем — одним словом, идиллия интеллигентной, в меру обеспеченной старости. 

Но в один непрекрасный момент Анна за завтраком впадает в странное, длящееся несколько минут забытье — предвестник инсульта. И с этой точки жизнь начинает катиться вниз. Первый удар — паралич правой части тела. Второй — паралич фактически полный. Оба супруга понимают, что с каждым днем будет становиться всё хуже и хуже, пока это скольжение под откос не прервется смертью. 

Режиссер внимательно всматривается в то, как неумолимо, шаг за шагом, уходит из человека жизнь. И как другой любящий человек пытается этому не то чтобы воспрепятствовать (что невозможно), но облегчить страдание. Постепенно эти двое замыкаются в кокон, отделенный от всего остального мира. Точнее — весь внешний мир, включая собственную дочь, становится им глубоко безразличен. «Меня не волнует твое беспокойство. У меня нет времени думать о нем», — замечает Жорж дочери в ответ на вопрос, почему он не отвечает на телефон. 

— Моя героиня еще принадлежит жизни, а эти двое — уже смерти, — говорит Изабель Юппер. — А смерть, как известно, не должна поедать жизнь. Но и жизни не надо вставать на пути смерти. 

По словам самого режиссера, его фильм о том, как в определенном возрасте человек почти неизбежно проходит испытание мучительным уходом того, кто рядом. По Ханеке, это и есть главное испытание любви — в ситуации, когда веры и надежды уже не осталось. 

Если любовь как поиск сексуального удовлетворения возникает в каждом третьем современном фильме, то любовь, о которой говорит Ханеке, стала явлением уникальным. Столь же уникальным, как место, которое занимает этот режиссер в мировом кино. На фестивале трудно не поддаться соблазну погадать о призовом раскладе — ставлю на то, что «Любовь» войдет в число лауреатов, а 85-летняя Эммануль Рива станет обладательницей награды за лучшую роль. 

Кстати, вне экрана эта жизнерадостная, лучезарная женщина, громко дебютировавшая в 1959-м в «Хиросима, любовь моя» Алена Рене, выглядит лет на 65. А Изабель Юппер, кстати, сыгравшая сразу нескольких женщин по имени Анна в корейском конкурсном фильме «В другой стране» (реж. Хонг Сангсу), похоже, застыла на отметке «35». И в этом смысле даже дивам голливудского кино есть чему поучиться у французских актрис.

Еще один фильм, вызвавший повышенный интерес каннской публики, — «Охота» датского режиссера, соратника Триера по «Догме» Томаса Винтерберга. Его герой (Мадс Меккельсен), воспитатель в детском саду, становится жертвой оговора со стороны пятилетней девочки, дочки его друзей. И превращается в парию. 

Первый раз девочка соврала из-за оскорбленного рано проснувшегося женского самолюбия. Но дальше она уже начинает врать в угоду взрослым, которым хочется слышать от нее именно такую, очерняющую добропорядочного человека «правду».

То, насколько жестоким и тупым может быть общество в одной из самых благополучных стран мира, поражает. И это главное впечатление от фильма. По раскладу на сегодняшний день, думаю, «Охоте» вполне мог бы достаться приз за сценарий. Но впереди еще — большая часть программы.  

Пока в каннском конкурсе соревнуются мастера, «Российский павильон» устроил в одном из малых залов Дворца фестивалей показ фильмов совсем молодых режиссеров, студентов ВГИКа и Санкт-Петербургского университета кино и телевидения: Ивана Шахназарова, Константина Колесова, Алексея Романова, Жоры Крыжовникова, Ильи Учителя, Вадима Ватагина, Гюзели Ильясовой. Их короткометражки объединены в киноальманах Global Russians, выпущенный под эгидой Роскино. А мини-фильм Игуменцевой «Дорога на» отобран в официальный конкурс Cinefondation — его показ состоится 24 мая. 

Конечно, наивно думать, что презентация российских короткометражек серьезно повлияла на общую картину Канна-2012. Но для молодых режиссеров присутствие на главном кинофестивале мира наверняка станет одной из важных точек в биографии. И, будем надеяться, скажется на качестве их будущих фильмов. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...