Итог эксперимента в Жуковском: в гибели SSJ-100 виноваты пилоты
В Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском эксперты на специальном тренажере повторили полет Sukhoi Superjet 100, разбившегося 9 мая в Индонезии. Обломки самолета обнаружили на склоне горы Салак, на
высоте около 1,6 км. На борту самолета находилось 45 человек, найти живых не удалось. Пока индонезийские спасатели ищут «черные ящики», в России эксперты
смоделировали последний полет лайнера и сошлись во мнении, что трагедия
произошла из-за ошибки пилотов.
Моделирование полета проходило на тренажере для обучения летного состава воздушных судов Sukhoi Superjet 100. В него загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а так же приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения.
— Это был неофициальный эксперимент, просто все участники программы Sukhoi Superjet 100 попытались прояснить для себя причины трагедии, — заявил «Известиям» источник в Центре.
Судя по предварительным данным, 9 мая самолет Sukhoi Superjet 100 совершил свой второй за день демонстрационный полет в солнечную погоду, но как только он перевалил через гряду гор,
то попал в дождь и туман. Через 20 минут летчики запросили у «вышки» снижение. Им
разрешили снизиться с 3 тыс. м до 1,8 тыс. Через восемь секунд самолет на скорости более 400 км/ч врезался в
западный склон горы Салак.
Эксперты несколько раз «пролетели» по маршруту при таких параметрах и сошлись во мнении, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. В ходе эксперимента пилоты моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к таким последствиям.
Источники «Известий» в Центре подготовки авиаперсонала «Сухой»
рассказали, что в самолете был установлена система безопасности,
которая предупреждает пилотов о приближении препятствия. Все сигналы дублируются.
— Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно: в случае опасности система сразу выдает сообщение на центральный дисплей, включаются локатор красным цветом и речевой информатор. Кроме того, может вмешиваться автоматика, она увеличивает обороты и пытается увести самолет от столкновения, — рассказал «Известиям» источник в Центре.
По мнению экспертов, пилоты могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями или что-то показывать им в кабине во время демонстрационного полета.
— Локатор этой системы очень чувствительный, в горах дает практически постоянный сигнал, и пилоты уже не обращают на него никакого внимания, — заявил «Известиям» один из экспертов центра. — О том, что ситуация вышла из под контроля, пилоты догадались уже в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров.
Собеседники «Известий» — летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев и летчик-испытатель Андрей Гусев — также считают,
что вряд ли причины катастрофы связаны с отказом техники. Новейший
Sukhoi Superjet 100 считается современным и надежным самолетом. Кроме
того, разбившийся лайнер находился в демонстрационном туре, поэтому был
подготовлен особо тщательно.
—
Это могла быть ошибка диспетчеров, которые разрешили снижение до 1,8
тыс. м в районе, где есть гора высотой 2 тыс. м, — рассказал «Известиям»
Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1-го класса. — По
авиационным же правилам должно соблюдаться эшелонирование высоты: при
полете над равнинной местностью — 300 м, в горной — не менее 1 тыс. м от
верхней точки. С другой стороны, пилот также должен знать местность и
маршрут, по которому он летит.
— Я не думаю, что это ошибка диспетчеров. Диспетчер дает высоту и курс снижения, а превышение рельефа заложен в БПРМ самолета, — заявил «Известиям» источник в Центре подготовки авиаперсонала «Сухой».
По мнению экспертов, отвечать за трагедию также должны организаторы полетов.
—
Уже не имеет значения, кто запросил снижение в гористой местности и кто
его разрешил. Был утвержденный план полета, и теперь нужно разбираться,
как он исполнялся, — считает Магомед
Толбоев.
В пользу этой версии высказался и Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем.
— Первый полет они провели на оптимальной высоте, а во втором попросили снижение: ясно, что это было сделано для того, чтобы показать самолет во всей красе — пролететь в лощине между двух гор, я сам так делал, это просто потрясающее зрелище, — рассказывает «Известиям» Грудин. — Можете не сомневаться, что заранее на земле это не проговаривали и в полетном плане этого не будет, но это покажет расшифровка «черных ящиков».
По его мнению, также могло быть нарушено железное правило авиации: в кабине главный — командир воздушного судна (КВС) и никто ему не должен мешать.
— Это был «рекламный» самолет, а в таких случаях к
экипажу пускают посторонних людей — представителей СМИ и покупателей.
Посторонние в кабине — одна из причин падения польского Ту-154 под
Смоленском, но и эта трагедия никого ничему не научила, — заявил Грудин.
Российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту
в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии 9 мая. До этого
самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали
инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии
самолет должен был совершить два демонстрационных полета.
Sukhoi Superjet — самый амбициозный проект отечественного авиастроения последних двадцати лет. Эти самолеты со временем должны были заменить Ту-134, Superjet способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км (базовая модель) и до 4,5 тыс. км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet RA-97004 был третьим летным экземпляром машины. Первый полет состоялся 25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре.
По данным Минпромторга, стоимость программы создания самолета Sukhoi Superjet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Всего до 2029 года компания «Сухой» намерена продать около 800 этих самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов. Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 составляет $31,7 млн.
Главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что единичные ЧП не могут оказать серьезного влияния на будущее проекта.
— Что бы ни произошло, программу Superjet уже не остановить. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, что окажется причиной катастрофы, — говорит Пантелеев. — Сейчас никакой реакции ни стороны производителя, ни со стороны заказчиков быть не может. Авиакомпании-эксплуатанты Superjet — российский «Аэрофлот» и армянская Armavia — отказываться от уже сертифицированных самолетов не будут. А «Гражданские самолеты Сухого» будут делать все возможное, для того чтобы обеспечить все запланированные поставки этих самолетов.
— Это событие безусловно замедлит программу, нанесет ей некий репутационный ущерб, — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Однако программу это не остановит. И Superjet будут продаваться как на внутреннем, так и на международном рынке.
Эксперты считают, что азиатские авиакомпании, которые пока только присматривались к самолету, будут принимать решение о заключении контрактов после того, как станут известны обстоятельства и причины инцидента. Индонезийцы, например, уже приостановили закупки российских лайнеров.