В Индонезии найден пропавший Sukhoi Superjet 100

Sukhoi Superjet 100, пропавший 9 мая во время демонстрационных полетов в Индонезии, обнаружен поисковиками, заявила пресс-секретарь Объединенной авиастроительной корпорации Ольга Каюкова. Чуть позже подробности пришли из штаба поисковой операции. «Есть координаты самолета. На высоте 5200 футов в районе горы Салак. Вылетели вертолеты для уточнения местоположения и состояния», — написал в своем Twitter
фотограф Сергей Доля, который освещал демонстрационный полет SSJ-100.
На борту лайнера находились 50 человек — экипаж, менеджеры «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), представители потенциальных заказчиков. Показательный тур
по азиатским странам задумывался для продвижения новинки российского авиапрома на рынок Казахстана, Пакистана,
Мьянмы, Лаоса, Индонезии и Вьетнама. Авиапроисшествие, как считают эксперты, может нанести существенный репутационный ущерб Superjet, но сам амбициозный проект ценой 34 млрд рублей остановит вряд ли.
9 мая российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии. Самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии самолет должен был совершить два демонстрационных полета.
Экипаж самолета российский — командир воздушного судна, старший
летчик-испытатель Александр Яблонцев,
второй пилот, летчик-испытатель Александр Кочетков, штурман Олег Швецов.
Кроме того, на борту находились полетный инженер Алексей Киркин, ведущий
инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, замначальника
летно-испытательного комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по
продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.
«Первый прошел штатно. Самолет проверили. Все было в норме, пилоты — отличные мужики. Очень довольны самолетом, — сообщал Сергей Доля. — Во время второго полета «Суперджет» пропал с экрана радаров.
Топливо уже должно закончиться. Я не полетел. Начались поиски. Все на нервах. Руки дрожат».
Самолет должен был вернуться на
аэродром через полчаса полетов, но пропал с радаров. Перед этим экипаж запросил разрешение на снижение с 10 тыс. до 6 тыс. футов, и затем связь прервалась. По данным авиадиспетчеров, самолет облетел гору по часовой стрелке и начал резкое снижение. О судьбе машины
ничего не известно, впрочем, как и о судьбе пассажиров. На поиски борт в районе горы Салак — это в 32 милях от аэропорта — вылетели вертолеты, но поиск затрудняют плохие погодные условия: туман, дождь и гористая местность.
По словам пресс-атташе дипмиссии Дмитрия Солодова, создан кризисный
штаб, в который вошли представители двух стран России и Индонезии.
—
С наступлением темноты поиск ведется с земли, прочесывают местность в
том районе, где исчез сигнал, — говорит Солодов. — С рассветом будут
возобновлены поиски с воздуха. Оповещены родственники членов экипажа и
пассажиров, мы поддерживаем с ними тесный контакт.
«Отказ техники в полете маловероятен»
В российском представительстве «Гражданские самолеты Сухого» пока осторожны в оценках случившегося.
—
Это был второй демонстрационный полет. После первого самолет прошел всю
необходимую предполетную подготовку, — пояснил представитель «Гражданских самолетов
Сухого».
Отметка с радаров не пропадает внезапно, это происходит только при разрушении самолета в воздухе, рассказывает на условиях анонимности один из пилотов, участвовавших в испытаниях Superjet.
— Версия захвата — полная ерунда, при этом отметка не пропадает с радаров мгновенно! Они запросили снижение с 3 тыс. м на посадку, им дали 1,8 тыс. м, но в районе аэродрома есть гора 2 тыс. м, возможно, они там... Не дай Бог, конечно, — переживает за своих коллег собеседник «Известий».
Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев
считает, что нельзя говорить о причинах катастрофы, пока не найдены
обломки самолета.
— Мои друзья испытывали Sukhoi Superjet, и
я знаю точно, что машина очень надежная, — говорит Толбоев. — Но там,
где сегодня летал самолет, очень сложная рельефная местность. К тому же
погодные условия меняются довольно резко. Впрочем, пока не найдены
обломки, надо надеяться на лучшее.
По словам Толбоева, во время демонстрационных полетов ЧП случаются очень редко.
—
К таким мероприятиям готовятся заранее. Выверяется и просчитывается
досконально маршрут, ведь на борту находятся солидные люди, — поясняет
Толбоев.
Того же мнения придерживается и военный летчик-испытатель Андрей Гусев, участвовавший в расследовании авиакатастроф.
—
Отказ техники в показательном полете маловероятен, — считает он. — К тому же к
демонстрационным полетам привлекаются только самые опытные летчики. В
случае возникновения нештатной ситуации они бы успели сообщить о
происшествии диспетчерам. Но самолет пропал внезапно. Поэтому здесь
вероятны две версии: либо диверсия, либо повлияли погодные условия и
произошло столкновение с землей, во что верить очень не хочется.
По словам Гусева, к расследованию ЧП скорее всего будут привлечены эксперты МАКа.
—
Власти Индонезии могут полностью доверить расследование экспертам, но
это маловероятно, — считает он. — Скорее всего, в комиссию войдут
несколько специалистов из МАКа и фирмы-изготовителя. А ход расследования
полностью будут контролировать индонезийцы.
«Программу Superjet уже не остановить»
Sukhoi Superjet — самый амбициозных проект отечественного авиастроения последних двадцати лет. Этим самолеты со временем должны были заменить Ту-134, Superjet способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км
(базовая модель) и до 4,5 тыс. км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet RA-97004 был третьим летным
экземпляром машины. Первый полет состоялся 25 июля 2009 года в
Комсомольске-на-Амуре.
По данным Минпромторга, стоимость
программы создания самолета Sukhoi Superjet составила 34 млрд рублей, в
том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Всего до 2029 года компания «Сухой» намерена продать около 800 этих
самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов.
Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 составляет $31,7 млн.
Главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что единичные ЧП не могут оказать серьезного влияния на будущее проекта.
— Что бы ни произошло, программу Superjet уже не остановить. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, что окажется причиной сегодняшнего события, — говорит Пантелеев. — Сейчас никакой реакции ни стороны производителя, ни со стороны заказчиков быть не может. Авиакомпании-эксплуатанты Superjet — российский «Аэрофлот» и армянская Armavia — отказываться от уже сертифицированных самолетов не будут. А «Гражданские самолеты Сухого» будут делать все возможное, для того чтобы обеспечить все запланированные поставки этих самолетов.
— Это событие безусловно замедлит программу, нанесет ей некий
репутационный ущерб, — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий
Руслан Пухов. — Однако программу это не остановит. И Superjet будут продаваться как на внутреннем, так и международном рынке.
Эксперты считают, что азиатские авиакомпании, которые пока только присматривались к самолету, будут принимать решение о заключении контрактов после того, как станут известны обстоятельства и причины инцидента.