Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В Жуковском смоделировали последний полет Superjet 100

Российские авиационные эксперты сошлись во мнении, что причиной катастрофы Sukhoi Superjet 100 в Индонезии мог быть человеческий фактор
0
В Жуковском смоделировали последний полет Superjet 100
Фото: REUTERS/Indonesian Air Force
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На склоне горы Салак в Индонезии, где 9 мая разбился российский самолет Sukhoi Superjet 100, началась поисковая операция. По уточненным данным, на борту самолета находилось 48 человек, найти живых не удалось. Эксперты смоделировали последний полет лайнера и сошлись во мнении, что трагедия произошла из-за ошибки пилотов.

10 мая поисковая группа обнаружила место крушения самолета Sukhoi Superjet 100, пропавшего во время демонстрационного полета в Индонезии. Мелкие обломки самолета заметили на склоне горы Салак, на высоте около 1,6 км (общая высота склона составляет около 2 км). Крупные фрагменты Sukhoi Superjet 100 могли упасть вниз.

По уточненным данным, на борту самолета было 48 человек: восемь граждан России, два — Италии, один гражданин Франции, один — США, 36 индонезийцев.

Спасатели пока ищут «черные ящики» Sukhoi Superjet 100, однако, по данным «Известий», российские эксперты уже смоделировали последний полет лайнера и выяснили, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. Эксперимент проходил в Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском.

— Это был неофициальный эксперимент, просто все участники программы Sukhoi Superjet 100 попытались прояснить для себя причины трагедии, — заявил «Известиям» источник в Центре.

Моделирование полета проходило на тренажере для обучения летного состава воздушных судов Sukhoi Superjet 100. В него загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а также приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения.

— Это была приблизительная модель, она не дает стопроцентного подобия местности, — заявили «Известиям» в Центре.

Эксперты «пролетели» по маршруту при таких параметрах и сошлись во мнении, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. В ходе эксперимента пилоты моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к таким последствиям.

Superjet оснащен новейшими системами предупреждения о приближении препятствий, и они дублируются. 

— Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно: в случае опасности система сразу выдает сообщение на центральный дисплей, включаются локатор красным цветом и речевой информатор. Кроме того, может вмешиваться автоматика, она увеличивает обороты и пытается увести самолет от столкновения, — рассказал «Известиям» источник в Центре. 

По мнению экспертов, пилоты могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями или что-то показывать им в кабине во время демонстрационного полета.

— Локатор этой системы очень чувствительный, в горах дает практически постоянный сигнал, и пилоты уже не обращают на него никакого внимания, — заявил «Известиям» один из экспертов Центра. — О том, что ситуация вышла из-под контроля, пилоты догадались уже в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров.

Эксперты Центра подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском восстановили примерную картину последнего рейса Superjet. Самолет взлетел в солнечную погоду, но как только он перевалил через гряду гор, то попал в дождь и туман. Визуально летчики вести самолет не могли и ориентировались по приборам. Через 20 минут они запросили снижение на посадку. Им разрешили снизиться с 3 тыс. м до 1,8 тыс. Однако снижение происходило более чем активно. Через восемь секунд произошло столкновение. Cамолет на скорости более 400 км/ч врезался в западный склон горы Салак.

Точная картина трагедии будет понятна лишь после того, как будут обнаружены и расшифрованы «черные ящики», но эксперты не исключают, что они могли серьезно пострадать.

Эксперты — Герой России Магомед Толбоев и летчик-испытатель Андрей Гусев — также считают, что вряд ли причины катастрофы связаны с отказом техники. Новейший Sukhoi Superjet 100 считается современным и надежным самолетом. Кроме того, разбившийся лайнер находился в демонстрационном туре, поэтому был подготовлен особо тщательно.

— Это могла быть ошибка диспетчеров, которые разрешили снижение до 1,8 тыс. м в районе, где есть гора высотой 2 тыс. м, — рассказал «Известиям» Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1-го класса. — По авиационным же правилам должно соблюдаться эшелонирование высоты: при полете над равнинной местностью — 300 м, в горной — не менее 1 тыс. м от верхней точки. С другой стороны, пилот также должен знать местность и маршрут, по которому он летит.

— Я не думаю, что это ошибка диспетчеров. Диспетчер дает высоту и курс снижения, а превышение рельефа заложен в БПРМ самолета, — заявил «Известиям» источник в Центре подготовки авиаперсонала «Сухой».

По мнению экспертов, отвечать за трагедию также должны организаторы полетов.

— Уже не имеет значения, кто запросил снижение в гористой местности и кто его разрешил. Был утвержденный план полета, и теперь нужно разбираться, как он исполнялся, — считает Магомед Толбоев.

В пользу этой версии высказался и Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем.

— Первый полет они провели на оптимальной высоте, а во втором попросили снижение: ясно, что это было сделано для того, чтобы показать самолет во всей красе — пролететь в лощине между двух гор, я сам так делал, это просто потрясающее зрелище, — рассказывает «Известиям» Грудин. — Можете не сомневаться, что заранее на земле это не проговаривали и в полетном плане этого не будет, но это покажет расшифровка «черных ящиков».

По его мнению, также могло быть нарушено железное правило авиации: в кабине главный — командир воздушного судна (КВС) и никто ему не должен мешать.

— Это был «рекламный» самолет, а в таких случаях к экипажу пускают посторонних людей — представителей СМИ и покупателей. Посторонние в кабине — одна из причин падения польского Ту-154 под Смоленском, но и эта трагедия никого ничему не научила, — заявил Грудин.

В качестве примера он рассказал о катастрофе 5 марта 2011 года, когда под Воронежем разбился новый Ан-148-100Е, который предназначался для поставки в Мьянму. На борту были два летчика из Мьянмы, которые проходили на нем обучение.

— Сохранился радиообмен той трагедии: несмотря на то что командиром самолета был наш опытный летчик-испытатель 1-го класса, выяснилось, что на правом сиденье помощника командира сидел один из мьянмских летчиков. Он решил опробовать управляемость самолета и свалил его в штопор, а КВС не успел перейти с автоматического на ручное управление, — рассказал Грудин.

По его мнению, нечто похожее вполне могло произойти и в Индонезии.

Российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии 9 мая. До этого самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии самолет должен был совершить два демонстрационных полета.

Судьба проектов постсоветского авиапрома 

Тип самолета

Год  запуска в  серию

Выпущено летных экземпляров

Потеряно в катастрофах

Ту-204/214

1990

72

1

Ил-96

1990

25

-

Ил-114

1994

16

2

Ан-140

1999

26

3

Ан-148

2009

17

1

SSJ-100

2010

14

1

 

Источник: данные СМИ, автор Сырлыбай Айбусинов


Комментарии
Прямой эфир