Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антонов указал на нелегитимность решения США использовать доходы от активов РФ
Мир
США назвали неприемлемым предложение РФ по мирному урегулированию на Украине
Армия
Лейтенант Павлюкевич обнаружил и помог захватить важный опорпункт ВСУ
Общество
В Шебекино из-под завалов обрушенного подъезда извлекли тело третьего погибшего
Интернет и технологии
Названы популярные у россиян смартфоны
Политика
Песков прокомментировал удар ВСУ по Шебекино
Мир
ВКС РФ нанесли четыре удара по базам боевиков в провинции Хомс в Сирии
Общество
Умер снимавшийся в фильме «Следствие ведут знатоки» режиссер Игорь Меркулов
Мир
Небензя заверил в соответствующем ответе России на агрессивные действия в свой адрес
Спорт
Первый гол на Евро-2024 забил полузащитник сборной Германии Вирц
Общество
Тела двух человек извлекли из-под завалов на месте обрушения подъезда в Шебекино
Мир
Президент Бразилии предложил G7 провести мирный саммит с Москвой и Киевом
Общество
После смертельного ДТП в Благовещенске отменены развлекательные и массовые мероприятия
Мир
Кейт Миддлтон сообщила о прогрессе в борьбе с онкологией
Общество
С начала пожароопасного сезона в Якутии произошло 149 возгораний
Мир
РФ вышла из протокола к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха 1979 года
Мир
На Украине сообщили о диверсии на железной дороге в Сумах

В Жуковском смоделировали последний полет Superjet 100

Российские авиационные эксперты сошлись во мнении, что причиной катастрофы Sukhoi Superjet 100 в Индонезии мог быть человеческий фактор
0
В Жуковском смоделировали последний полет Superjet 100
Фото: REUTERS/Indonesian Air Force
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На склоне горы Салак в Индонезии, где 9 мая разбился российский самолет Sukhoi Superjet 100, началась поисковая операция. По уточненным данным, на борту самолета находилось 48 человек, найти живых не удалось. Эксперты смоделировали последний полет лайнера и сошлись во мнении, что трагедия произошла из-за ошибки пилотов.

10 мая поисковая группа обнаружила место крушения самолета Sukhoi Superjet 100, пропавшего во время демонстрационного полета в Индонезии. Мелкие обломки самолета заметили на склоне горы Салак, на высоте около 1,6 км (общая высота склона составляет около 2 км). Крупные фрагменты Sukhoi Superjet 100 могли упасть вниз.

По уточненным данным, на борту самолета было 48 человек: восемь граждан России, два — Италии, один гражданин Франции, один — США, 36 индонезийцев.

Спасатели пока ищут «черные ящики» Sukhoi Superjet 100, однако, по данным «Известий», российские эксперты уже смоделировали последний полет лайнера и выяснили, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. Эксперимент проходил в Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском.

— Это был неофициальный эксперимент, просто все участники программы Sukhoi Superjet 100 попытались прояснить для себя причины трагедии, — заявил «Известиям» источник в Центре.

Моделирование полета проходило на тренажере для обучения летного состава воздушных судов Sukhoi Superjet 100. В него загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а также приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения.

— Это была приблизительная модель, она не дает стопроцентного подобия местности, — заявили «Известиям» в Центре.

Эксперты «пролетели» по маршруту при таких параметрах и сошлись во мнении, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. В ходе эксперимента пилоты моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к таким последствиям.

Superjet оснащен новейшими системами предупреждения о приближении препятствий, и они дублируются. 

— Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно: в случае опасности система сразу выдает сообщение на центральный дисплей, включаются локатор красным цветом и речевой информатор. Кроме того, может вмешиваться автоматика, она увеличивает обороты и пытается увести самолет от столкновения, — рассказал «Известиям» источник в Центре. 

По мнению экспертов, пилоты могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями или что-то показывать им в кабине во время демонстрационного полета.

— Локатор этой системы очень чувствительный, в горах дает практически постоянный сигнал, и пилоты уже не обращают на него никакого внимания, — заявил «Известиям» один из экспертов Центра. — О том, что ситуация вышла из-под контроля, пилоты догадались уже в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров.

Эксперты Центра подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском восстановили примерную картину последнего рейса Superjet. Самолет взлетел в солнечную погоду, но как только он перевалил через гряду гор, то попал в дождь и туман. Визуально летчики вести самолет не могли и ориентировались по приборам. Через 20 минут они запросили снижение на посадку. Им разрешили снизиться с 3 тыс. м до 1,8 тыс. Однако снижение происходило более чем активно. Через восемь секунд произошло столкновение. Cамолет на скорости более 400 км/ч врезался в западный склон горы Салак.

Точная картина трагедии будет понятна лишь после того, как будут обнаружены и расшифрованы «черные ящики», но эксперты не исключают, что они могли серьезно пострадать.

Эксперты — Герой России Магомед Толбоев и летчик-испытатель Андрей Гусев — также считают, что вряд ли причины катастрофы связаны с отказом техники. Новейший Sukhoi Superjet 100 считается современным и надежным самолетом. Кроме того, разбившийся лайнер находился в демонстрационном туре, поэтому был подготовлен особо тщательно.

— Это могла быть ошибка диспетчеров, которые разрешили снижение до 1,8 тыс. м в районе, где есть гора высотой 2 тыс. м, — рассказал «Известиям» Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1-го класса. — По авиационным же правилам должно соблюдаться эшелонирование высоты: при полете над равнинной местностью — 300 м, в горной — не менее 1 тыс. м от верхней точки. С другой стороны, пилот также должен знать местность и маршрут, по которому он летит.

— Я не думаю, что это ошибка диспетчеров. Диспетчер дает высоту и курс снижения, а превышение рельефа заложен в БПРМ самолета, — заявил «Известиям» источник в Центре подготовки авиаперсонала «Сухой».

По мнению экспертов, отвечать за трагедию также должны организаторы полетов.

— Уже не имеет значения, кто запросил снижение в гористой местности и кто его разрешил. Был утвержденный план полета, и теперь нужно разбираться, как он исполнялся, — считает Магомед Толбоев.

В пользу этой версии высказался и Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем.

— Первый полет они провели на оптимальной высоте, а во втором попросили снижение: ясно, что это было сделано для того, чтобы показать самолет во всей красе — пролететь в лощине между двух гор, я сам так делал, это просто потрясающее зрелище, — рассказывает «Известиям» Грудин. — Можете не сомневаться, что заранее на земле это не проговаривали и в полетном плане этого не будет, но это покажет расшифровка «черных ящиков».

По его мнению, также могло быть нарушено железное правило авиации: в кабине главный — командир воздушного судна (КВС) и никто ему не должен мешать.

— Это был «рекламный» самолет, а в таких случаях к экипажу пускают посторонних людей — представителей СМИ и покупателей. Посторонние в кабине — одна из причин падения польского Ту-154 под Смоленском, но и эта трагедия никого ничему не научила, — заявил Грудин.

В качестве примера он рассказал о катастрофе 5 марта 2011 года, когда под Воронежем разбился новый Ан-148-100Е, который предназначался для поставки в Мьянму. На борту были два летчика из Мьянмы, которые проходили на нем обучение.

— Сохранился радиообмен той трагедии: несмотря на то что командиром самолета был наш опытный летчик-испытатель 1-го класса, выяснилось, что на правом сиденье помощника командира сидел один из мьянмских летчиков. Он решил опробовать управляемость самолета и свалил его в штопор, а КВС не успел перейти с автоматического на ручное управление, — рассказал Грудин.

По его мнению, нечто похожее вполне могло произойти и в Индонезии.

Российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии 9 мая. До этого самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии самолет должен был совершить два демонстрационных полета.

Судьба проектов постсоветского авиапрома 

Тип самолета

Год  запуска в  серию

Выпущено летных экземпляров

Потеряно в катастрофах

Ту-204/214

1990

72

1

Ил-96

1990

25

-

Ил-114

1994

16

2

Ан-140

1999

26

3

Ан-148

2009

17

1

SSJ-100

2010

14

1

 

Источник: данные СМИ, автор Сырлыбай Айбусинов


Комментарии
Прямой эфир