Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Происшествия
В Подмосковье модель из рекламы газировки задержали с килограммом кокаина
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
В Сочи задержали рейс из-за попытки захвата самолета
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека

«Война была моим домом»

На 77-м году жизни скончалась актриса и режиссер Джемма Фирсова
0
«Война была моим домом»
Джемма Фирсова в роли Вивди в художественном фильме «Белая птица с черной отметиной». Фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Необычное словосочетание «Джемма Фирсова», услышав однажды, забыть уже невозможно. Впрочем, как и ее саму — высокую, красивую, яркую, всегда подвижную. Она всегда выглядела моложе своих лет. Тем неожиданней известие: 8 мая скончалась Джемма Фирсова. Ей было 76.

Публика всегда принимала ее как звезду, хотя едва ли в актерской фильмографии Фирсовой наберется десяток картин. Среди самых известных — Нина в «Хождениях по мукам» у Рошаля, роли в фильмах Юрия Ильенко — «Родник для жаждущих», «Вечер накануне Ивана Купала», «Белая птица с черной отметиной», «Это сладкое слово — свобода!» у Витаутаса Жалякявичуса.

О том, что будет режиссером, Джемма Фирсова узнала в возрасте 11 лет, когда познакомилась с Михаилом Роммом — он готовился поставить «Секретную миссия», а ее отец работал на фильме ассистентом.

— Первым фильмом, который мне предложили делать, был фильм о Дне Победы. Но когда я погрузилась в архивы, мемуары, а у меня под рукой, к счастью, была папина военная библиотека с воспоминаниями Черчилля, Монтгомери, Эйзенхауэра, наших военных, то поняла, что мне неинтересно делать фильм только о финале войны, интереснее проследить, как кончаются войны и меняются отношения между союзниками. Работая с военной хроникой, я узнавала места, которые мы в 1945-м году проходили с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма — сериал «Зима и весна сорок пятого». Впервые в нашем кино я сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой. После этого фильма другого пути для меня уже не было. Да и война ведь была моим «домом».

Всю свою жизнь Джемма Фирсова посвятила борьбе — когда случилась Чернобыльская авария, она оставила свой пост худрука телевизионной студии документальных фильмов «Экран» на телевидении, желая разорвать круг лжи который окружил трагедию. Создала научный экспертный совет «Союз Чернобыль», последнее время работала над программами сохранения и развития российских музеев. 

Когда началась война, Джемме было пять. Семья была эвакуирована из Каунаса в Свердловск. Там девочка заболела туберкулезом. Врачи сообщили родителям, что дочь имеет шанс выжить только при условии хорошего питания, которое невозможно было обеспечить в тылу. Тогда отец попросил разрешения у командующего фронтом привезти семью на фронт.

Война была для нее — да и для тех, чье детство пришлось на войну — больше, чем факт биографии. Родом оттуда был ее муж — легендарный военный кинооператор Владислав Микоша. О войне она снимала свои картины, с ней всю жизнь боролась и спорила тоже с ней. «Память навсегда» и «Битва за Кавказ», преисполненные антивоенного пафоса «Предупреждение об опасности» и «Покушение на будущее» — классика советского документального кино.

Комментарии
Прямой эфир