Подписи городских чиновников переведут в «цифру»

Столичная мэрия обеспечит всех городских чиновников электронными подписями.На эти цели в 2012 году правительство Москвы потратит почти 100 млн рублей. Как рассказала «Известиям» пресс-секретарь IT-департамента города Елена Новикова, это позволит ведомствам ускорить предоставление москвичам госуслуг.
Первыми под «раздачу» попадут московские ведомства, работающие в сфере ЖКХ и соцзащиты. Уже этим летом они должны получить около 5 тыс. сертификатов цифровой подписи. Всего до конца года мэрия планирует выдать около 20 тыс. таких сертификатов, снабдив ими почти 600 различных ведомств. Виртуальными «автографами» обзаведутся в том числе управы, префектуры, комитеты и департаменты, а также аппарат мэрии города. Соответствующий госзаказ на 98 млн рублей был опубликован на днях. Напомним, что электронный документ, на котором оставлена цифровая подпись, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, подписанный от руки.
Как пояснила Елена Новикова, теперь городские чиновники смогут перейти на электронный обмен документами между ведомствами, что должно ускорить и предоставление жителям столицы различных госуслуг. Так, бумажные письма по обычной почте из одной структуры в другую идут как минимум один день.
— В перспективе — использование чиновниками цифровых подписей и для «визирования» ответов на жалобы жителей на официальных городских сайтах, таких как dorogi.mos.ru и gorod.mos.ru, — пояснила представитель IT-департамента. — Сейчас эти ответы «обезличены», и, как результат, 10–20% из них представляют собой обычные отписки.
Эксперты полагают, что с появлением чиновничьих подписей под онлайн-ответами гражданам посещаемость городских госсайтов должна заметно возрасти. «Сейчас обращаются с жалобами на официальных порталах в интернете не более 5% жителей столицы, — рассказала специалист по исследованию рынка ComNews Research Марина Коробкова. — Многие не верят в то, что обращение будет иметь результат, и просто решают не тратить на это время. С введением «визирования» ответов за два–три года этот показатель может вырасти до 10%».
Как рассказал директор Центра IT-исследований и экспертизы при Академии народного хозяйства РФ Михаил Брауде-Золотарев, в настоящее время в Москве «десятки и сотни тысяч пользователей электронно-цифровых подписей». Он добавил, что до того, как цифровые подписи прочно войдут в обиход столичных чиновников, должно пройти не менее одного года.
— Используют их не только в частном, но и в государственном секторе, в том числе при подаче налоговых деклараций и проведении электронных торгов, — пояснил эксперт. — Это миллионы операций в год, которые, правда, составляют доли процента от всего документооборота в Москве.
В то же время, по мнению Брауде-Золотарева, лучше снабжать московские ведомства сертификатами не массово, а постепенно, по мере готовности к переменам их сотрудников, а также технической и правовой баз. «Сертификаты нужно менять раз в несколько лет в целях безопасности, — пояснил эксперт. — И хотелось бы, чтобы, потратив на них бюджетные деньги, чиновники сразу начали ими активно пользоваться». Отметим, что частному пользователю оформление цифровой подписи обойдется в среднем в сумму около 2 тыс. рублей.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов предположил, что введение электронного документооборота уменьшит возможности для получения чиновниками взяток. «Должны сократиться личные контакты граждан с госслужащими, а это снизит и коррупционоемкость», — пояснил эксперт. При этом он добавил, что, по закону, обязать чиновника завести виртуальную подпись против его желания нельзя.
Как уже писали «Известия», по данным московской госпрограммы «Информационный город», в 2012 году доля виртуальных бумаг в документообороте между органами исполнительной власти составит 32%, в 2013 — 48%, а к 2016 году достигнет 95%.