Депутатам не понравились подарки чиновникам
В профильном комитете по федеративному устройству и местному самоуправлению нашли лазейки для госслужащих, которые захотят скрыть «лишнее» имущество. Основные претензии парламентариев — к процедуре дарения. Как говорится в заключении комитета, «в случае безвозмездных сделок, например дарения, механизм контроля за расходами может быть неэффективен».
По действующему законодательству госслужащий имеет право принимать подарки не дороже 3 тыс. рублей. Член комитета, коммунист Анатолий Локоть поясняет: «Очень трудно отследить, было ли имущество подарено и кем в действительности. Если «Лукойл» подарил квартиру, это может быть поводом к проверке, а если бабушка дарит, то здесь пределы не ограничены. Необходимо установить факт дарения. Но доказать это, и тем более проверить каждого госсотрудника, будет трудно».
Кроме того, парламентарии предложили конкретизировать причины, достаточные для инициирования проверки данных декларации. «Может, это должны быть фото дома или машины, но нужны четкие критерии, слово «достаточные» у каждого вызывает разные представления», — говорит зампред комитета Ольга Баталина. Также она предложила перенять международный антикоррупционный опыт. В частности, ввести продолжительную процедуру контроля за декларациями и обязать чиновников подавать декларации по последнем месту работы в течение трех лет. Сейчас на протяжении двух лет чиновник предоставляет бывшему работодателю лишь отчет о том, где он работает в данный момент.
Оппозиционные партии полагают, что закон будут трактовать таким образом, что в итоге проверки коснутся только их представителей.
«Партии и депутаты только и будут стучать друг на друга», — высказывает опасения Локоть. «Закон может стать политическим инструментом политической борьбы», — поддержал коммунистов депутат от ЛДПР Сергей Каргинов. Учитывая это, в КПРФ предлагают поправку, по которой проверку деклараций будут проводить ФНС и Генпрокуратура.
«Думаю, что подарки будут проверяться только у высших должностных лиц. Здесь необходимо ввести ценовую планку — например, всё, что свыше 500 тыс. рублей. Проверить на дарение всех декларирующих просто невозможно, ведь их более миллиона», — рассуждает глава Transparency International Елена Панфилова.
Она указывает и на другие пробелы в законе.
«Мы отправили в комитет свои поправки, например о необходимости декларирования предметов роскоши: арабских скакунов, картин Пикассо и пр. Кроме этого, в законе есть пункт, по которому вся проверка может быть сведена на нет: процедуру проверки чиновника вправе инициировать только его руководитель. Но если есть сговор и руководитель не хочет проводить проверку, проверка проводиться не будет», — говорит Панфилова.
В ближайшее время комитет планирует обобщить все поправки.