Митт Ромни остался один на один с Бараком Обамой. Последний серьезный оппонент, консервативный католик Рик Санторум, объявил на прошлой неделе о прекращении своей президентской кампании. Санторум был совершенно «непроходной» и, будучи резким противником абортов, вызвал обвинения прессы, феминисток и предвыборной машины демократов в «войне республиканцев против женщин».
Атаки отразились на настроениях потенциальных избирателей Ромни. Согласно недавнему опросу Washington Post, его рейтинг как минимум на 7% ниже, чем у Обамы. Но фаворит республиканцев убежден, что «после ухода Санторума все изменится». Поскольку популярность нынешнего хозяина Белого дома среди его традиционных союзников демократов: женщин, студенчества и евреев, падает, говорит Ромни.
92% уволенных во время экономического кризиса 2008–2009 годов — это женщины. Студенты далеко не в восторге от возросших затрат на обучение. Например, в штате Вирджиния местный студент платит $25 тыс. в год, включая еду, проживание и учебники, а приезжий студент — $50 тыс. А займы на учебу даются под 5% годовых. К слову, при общем достаточно высоком уровне безработицы (8,2%) доля незанятых молодых людей в возрасте до 30 лет достигает 25–30%.
Что касается еврейской общины, то сегодня поддержать Обаму намерены лишь 62% ее членов, тогда как четыре года назад доля евреев, проголосовавших за кандидата от демократов, достигала 78%. Безусловно, сказывается заметное ухудшение взаимоотношений Вашингтона и Иерусалима. За время президентства Обамы у него было две встречи с израильским премьером Беньямином Нетаньяху. На первой он оскорбил Нетаньяху, а после второй премьер Израиля прочитал президенту США нотацию об истории еврейского государства, что называется, под камеры. Не стоит сбрасывать со счетов и заигрывание Белого дома с исламистами в арабском мире — от Ливии до Египта и Сирии, которое также отражается на отношении американских евреев к Обаме.
Зато Ромни, который, кстати, дружит с Нетаньяху с 1976 года, с тех пор, как они вместе работали в Boston Consulting Group, критикует Обаму за слишком быстрый вывод войск из Ирака и Афганистана. Вообще к взаимоотношениям со странами Ближнего и Среднего Востока, равно как с Россией и Китаем, Ромни подходит, скорее, как прагматик, нежели идеолог. Да, от него досталось «перезагрузке». Но вряд ли он пойдет на конфронтацию с Москвой. К тому же в Москве еще со времен Никсона предпочитали иметь дело именно с республиканцами. Особенно если это республиканцы старой закалки, вроде президента Буша-старшего, бывшего госсекретаря Джеймса Бейкера или бывшего советника по национальной безопасности Брента Скоукрофта. Если такие реалисты возобладают в администрации Ромни, с ними Кремлю будет легче иметь дело.
Стоит также учесть, что главной задачей Ромни, в случае его победы, будет сокращение бюджетного дефицита при понижении налогов, для того чтобы возобновить рост американской экономики. Для этого придется, по крайней мере, не увеличивать военный бюджет и расходы на помощь новоиспеченным арабским демократиям.
Неоднозначную роль в президентской кампании может сыграть и поддержка Обамой однополых браков. В его окружении признают, что подобный шаг «в предвыборный год будет чудесным подарком для республиканцев, так как отмобилизует правых активистов на участие в предвыборной кампании и даст дополнительные голоса республиканцам». Но Белый дом уже разрешил представителям сексуальных меньшинств служить в вооруженных силах США и много другого для защиты их прав и продвижения их интересов. И если организации гомосексуалистов проявят настойчивость и добьются все-таки от федеральных властей легализации собственных бракосочетаний, шансы Митта Ромни переехать в Белый дом 20 января следующего года заметно возрастут.
И все же ключевыми моментами нынешней избирательной кампании будут экономические вопросы и лидерские способности кандидатов. Многие эксперты считают, что харизма Обамы победит технократические таланты Ромни, но мне думается, что американский избиратель и на этот раз проголосует кошельком. Следовательно, победа будет за тем, кто обеспечит экономический рост, а не более высокие налоги и более «толстое» государство.
Автор — ведущий эксперт фонда «Наследие» по изучению России, Евразии и международной энергетической политики.