Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

От Старой Ладоги до Таити

В музейном комплексе «Рабочий и колхозница» демонстрируются новые работы легендарного Вадима Гиппенрейтера и других мастеров фотопейзажа
0
От Старой Ладоги до Таити
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве открылась выставка «Золотое кольцо. Памятники Древней Руси». Ее автор — знаменитый фотограф-пейзажист, 94-летний Вадим Гиппенрейтер. Создатель трех десятков альбомов, в том числе о вулканах Камчатки и Кавказе, Заонежье и Средней Азии, на экспозиции в московском музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» он представлен работами, сделанными в средней полосе России. Виды Нерехты и Борисоглебска, Юрьева-Польского и Углича соседствуют с видами Вологды и Ферапонтово, Каргополя и Старой Ладоги.

Гиппенрейтер — человек во многих отношениях уникальный. Первый мастер спорта СССР по горным лыжам (звание он получил в 1937-м) и первый чемпион страны по слалому, Гиппенрейтер знаменит, в частности, тем, что первым спустился на лыжах с Эльбруса.

После войны он окончил Суриковский институт, но так и не начал заниматься скульптурой, а стал фотографом. Объездил всю страну, снимал извержение Толбачика в 1975-м, церкви и фрески «Золотого кольца» во времена, когда ими увлекалась лишь столичная интеллигенция. Его снимки драматичны за счет игры света и тени, интенсивного сочетания красок.

Рядом с фотографиями самого Гиппенрейтера показывают сейчас и снимки вдохновленных им авторов — Ярослава Амелина, Сергея Гаспаряна, Дмитрия Перышкова и еще полутора десятков мастеров.

Один из четырех выставочных этажей, уместившихся в постаменте «Рабочего и колхозницы», отдан работам Андрея Бронникова. Палеонтолог по образованию, он уже многие годы профессионально занимается фотографией и объездил полмира, от Белого моря до Таити. Его большие по размеру снимки запечатлели Природу во всей ее мощи.

Слова «Природа» хочется писать с заглавной буквы неслучайно. В объективе Бронникова она — явление, феномен философского порядка, а не просто набор погодных состояний и видов. Иногда Природа задумчива, когда это камни в воде или бухта на закате, со множеством яхт без парусов. Иногда опасна, когда это накатывающаяся на берег волна, пронзенная лучом невидимого солнца. Но всегда — зачаровывает, порой настолько, что начинаешь и в самом фотографе подозревать мыслителя, стихийного, думающего образами, а не словами.

Конечно, авторов, выставленных сейчас в «Рабочем и колхознице», невозможно назвать «школой Гиппенрейтера», тот же Бронников явно сам по себе, а не принадлежит к какому-либо течению (и Гиппенрейтер это охотно признает). Но что творчество Гиппенрейтера повлияло на несколько поколений российских фотографов, очевидно.

Сложная композиция залов недавно открытого выставочного комплекса «Рабочего и колхозницы» у метро «ВДНХ» заметно затруднила развеску работ. Вообще внутренняя архитектура здания, с его колоннами посреди залов и пандусом, вдоль которого тоже развешивают работы, выглядит тихим адом для кураторов. Не лучшим решением выглядит и размещение ряда работ в административной части здания, где они, очевидно, превращаются в элемент интерьера.

К счастью, приглашенная на должность арт-директора «Рабочего и колхозницы» Марина Лошак из знаменитой галереи «Проун» обещает как минимум не использовать пандусы в выставочных целях.

Московский департамент по культуре предложил Лошак возглавить как арт-директору все музейно-выставочное объединение «Столица». Помимо «Рабочего и колхозницы» в него входит еще четыре арт-институции: музей-квартира Дмитрия Налбандяна на Тверской и выставочные залы «Домик Чехова», «Манеж» и «Новый Манеж». Всем им не помешает известное обновление, хотя бы на уровне концепции. В нем, как известно, время от времени нуждаются даже самые успешные институции. Первая выставка в «Рабочем и колхознице», подготовленная новой командой, намечена на сентябрь.

Выставка Вадима Гиппенрейтера продлится до 6 мая, Андрея Бронникова — до 22 апреля.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир