Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Мама — анархия, папа — Чехов

В новом романе Александра Иличевского «Анархисты» продолжается давняя чеховская «дуэль» Лаевского и фон Корена
0
Мама — анархия, папа — Чехов
Фрагмент обложки книги Александра Иличевского «Анархисты»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Никогда еще современная российская словесность не была так близка к традиции классической литературы. Правда, не все порадуются этой близости. Речь идет не о запросе на «новых Толстых и Достоевских», который существовал всегда. И не о попытках эстетического штурма великих вершин, которые тоже  следуют одна за другой. Именно сейчас, когда возможности интеллектуальной прозы сужаются, потому что уменьшается ее аудитория, усиливающееся социальное расслоение заодно с консервативными грезами воскрешает и призрак «дворянской литературы». Уютная постелька Илюши Обломова, маменькин поцелуй, беззаботная беготня по галереям усадьбы и всеобщее поклонение — об этом хотят читать все те, кто стопроцентно уверен, что, родись он лет 200 тому назад, то сразу очутился бы в гостиной, а никак не в людской. 

Александр Иличевский, будучи одним из ведущих авторов пока ещё держащейся на плаву интеллектуальной прозы, чутко уловил эти веяния. И написал роман, не менее страшный и алармистский, чем антиутопия Владимира Сорокина «Метель». Его «Анархисты» рассказывают о сегодняшнем дне, но так, как будто все привычные реалии, достижения цивилизации — не более чем декорация, а разыгрывается у нас все та же бесконечная чеховская пьеса. Вернее, не совсем пьеса: Иличевский выбирает не самое очевидное чеховское произведение, повесть «Дуэль». 

«Анархисты» сразу обыгрывают завязку этой повести. У Чехова измотанный и в то же время бесконечно ленивый блондин Лаевский, человек, чьи умозрительные идеалы без должного ухода скрутились в какой-то неряшливый колтун, просит совета у добродушного альтруиста, доктора Самойленко. Лаевскому надоела «пустота интеллигентной жизни», но кажется, что надоела его спутница, которую он увез от мужа на Кавказ. Примерно то же самое происходит и в «калужских наделах» у Иличевского. Отошедший от бизнеса и заделавшийся художником 38-летний Соломин, тоже блондин, спрашивает у директора местной больницы, отзывчивого работяги Дубровина, что ему делать с красавицей Катей. Приручить он ее приручил, но заставить полюбить себя не может.

Героиня, что у Чехова, что у Иличевского выступает скорее символом самой жизни, самой ее сердцевины. В «Анархистах» в Катю вообще влюблен чуть ли не каждый второй герой. Главный вопрос — как же так устроиться, чтобы отношения с этой прекрасной, но ускользающей жизнью были взаимными?

У Иличевского в этот спор включены ровно те же маски, что и у Чехова: есть и доктор-позитивист, и священник-идеалист. Роль зоолога фон Корена исполняет доктор Турчин, персонаж настолько харизматичный, как если бы это его играл Владимир Высоцкий в фильме «Плохой хороший человек». «Анархисты», как и «Дуэль», состоят из бесконечных разговоров. Только поводом для словесных поединков становится не дарвинизм, а анархизм.

Слабому, живущему эмоциями и верящему в живительную силу искусства пейзажиста Левитана Соломину противостоит бодрый трудоголик Турчин. У Соломина анархисты вызывают в памяти только «оргиастическую пьяную матросню, в лучшем случае — народовольцев». Турчин же и приехал в бывшую усадьбу знаменитого путешественника и философа-анархиста Чаусова, чтобы возрождать его нужное, но забытое учение.
Соломин для него — образец  личности «паразитирующей», хоть и симпатичной. Идеал Турчина — «мир как сотрудничество автономных личностей». Звучит пока не так красиво, как хотелось бы. Вся программа действий, все идеалы — всё в романе изложено. Чего не хватает — есть в предыдущих, «Матиссе», «Персе», «Математике», с которыми «Анархисты» составляют общий романный цикл.

А если в отличие от пейзажей, которые у Иличевского обычно очень хороши, проповеди не всегда получаются ладными, то это просто выполнение заветов Чехова. Потому что классик именно в «Дуэли», которая в свое время тоже не понравилась критикам, железно сформулировал правила жизни для Лаевских всех времен. Никаких мудрствований, никаких сексуальных или иных поисков, а только скромная работа, можно вместе со спутницей, на благо просвещения: «Так с утра до вечера сидит, всё сидит и работает. Долги хочет выплатить». Вот, собственно, и весь «анархизм», с его большой буквой «А» в кружочке.

Единственная вольность, которую добавляет в свой чеховский «римейк» Иличевский, —  это описание комических рыцарей анархии: «Представьте себе, некая шайка заходит в банк, грабит его без жертв, садится в машину и, когда улепетывает, выбрасывает часть добычи на дорогу. И не всё сразу, а потешаясь — частями, понемножку, так что можно отследить, где они мчались, а местным жителям достается вполне поровну».

Комментарии
Прямой эфир