Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Коровин любил людей и эту любовь сумел передать в творчестве»

Куратор Ольга Атрощенко — о научных экспертизах, экспериментах с красками и запахе ржаных оладий
0
«Коровин любил людей и эту любовь сумел передать в творчестве»
Куратор Ольга Атрощенко. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

29 марта в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается грандиозная выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр». Творчество первого русского импрессиониста до сих пор таит немало загадок. Накануне вернисажа куратор выставки Ольга Атрощенко рассказала «Известиям» о некоторых из них.

— Огромный зал на Крымском Валу вместил все творчество Константина Коровина, все линии его судьбы?

— Акцент сделан на станковую живопись — около 180 полотен и театральные работы — множество эскизов костюмов и декораций разного времени. Особое место занимает опера «Золотой петушок», несколько раз оформлявшаяся Коровиным, начиная с постановки в Большом театре в 1909 году. На выставке смонтированы две театральные сцены, представляющие картины оперы. Есть в экспозиции и монументальные панно для павильона «Крайний Север», сделанные по заказу Саввы Мамонтова. В 1894-м он отправил Серова и Коровина в экспедицию на Север, очень плодотворную для художников. 10 больших панно, бывших частью павильона Крайнего Севера, устроенного по проекту Коровина на Всероссийской художественно-промышленной выставке, хранятся в Третьяковской галерее. Но поместить в пространство выставочного зала удалось только четыре, остальные демонстрируются на видеоролике. 

— Экспозицию сложили из разных собраний?

— Всего в выставке участвуют 22 музея России и ближнего зарубежья, в том числе Алма-Атинский художественный музей. В Казахстане находится несколько интересных работ Коровина, в том числе портрет последнего директора Императорских театров Владимира Теляковского, его супруги, картины, подаренные этой семье самим Коровиным. В Казахстан их привез репрессированный сын Теляковского Всеволод, театральный художник, ученик Головина и Коровина. Об этом одна из статей в журнале «Третьяковская галерея», он целиком посвящен выставке. 

— Много ли проблем с идентификацией? Насколько трудно понять, что перед нами — работа Коровина или его мастерской? 

— Много вопросов по атрибуции. За два года мы исследовали почти половину произведений Коровина из фондов Третьяковской галереи. Казалось, мы знали о них абсолютно все. Но в результате экспертизы сделано много серьезных передатировок. Коровин, будучи натурой артистичной, свободной, иногда позже подписывал свои полотна, ставил другие даты. Так, известный «Портрет хористки» всегда датировался 1883 годом. Однако вызывало удивление, как  художник, еще учившийся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, мог написать такой шедевр в манере импрессионистов? По результатам технологических и архивных исследований мы определили, что знаменитая «Хористка» написана на четыре года позже, чем было принято считать.

— Технологическая экспертиза может узнать возраст картины?

— Научная экспертиза приближает искусствоведение к более точным дисциплинам, но во главе всё равно остается стилистика мастера. Бывает, отводим картины от кисти Коровина, понимая, что такое мог написать другой художник.

— Коровин экспериментировал с красками?

— Гораздо меньше, чем Михаил Александрович Врубель. Тот, когда писал своих «Демонов», стремясь к фантастическим эффектам, добавлял в краски бронзовые порошки. С годами металлы окислились, изменились цвета, исказившие замысел художника. Коровин, наоборот, относился к пигментам с большим вниманием. После революции, продолжая работать в Большом театре, в ситуации острой нехватки красок обращался к комиссару московских театров Елене Малиновской с просьбой о помощи, чтобы не нарушать в декорациях именно те тона, какие он задумывал. Коровин любил чистые краски, а если смешивал их, то добивался «вкусного», насыщенного цвета. Но Коровину, в отличие от французских мастеров, были важны не рафинированные изменения цвета от разной степени освещенности, а выражение в произведении музыкальности и романтической приподнятости. На его картинах нет зыбкости, все довольно конкретно. Тем не менее, его импрессионистическое мироощущение проявилось во всей полноте. 

— Он начал писать в импрессионистической манере еще до того, как попал в Париж? 

— Сначала он занимался у Алексея Саврасова. На выставке есть две картины, написанные под влиянием учителя. Следующим его педагогом стал Василий Поленов. В воспоминаниях Коровин писал, как на вопрос Поленова: «Вы — импрессионист?» ответил: «Я не знаю, что это такое». 

— В 1923-м Коровин навсегда покинул Россию. 

— Период, который мы называем эмигрантским, менее изучен. В Париже Коровин работал вместе с сыном Алексеем. Константин Алексеевич его обожал, сравнивал его творчество с Ван Гогом и Врубелем, хотя, конечно, это звучит несколько наивно. 

— Работая над выставкой, узнали что-то новое о личности художника?

— Только на уровне уточнений. Пристально изучали письма. Почерк у Коровина был достаточно небрежный, его послания требуют серьезной расшифровки. Но что-то новое о его личной жизни? Вообще, открытость Константина Алексеевича Коровина — миф, подробно разработанный, возможно, им же самим. Его личная жизнь очень закрыта. Думаю, даже близкие люди не всегда знали, что происходило в глубине его души. Есть много слухов, но на чем они основываются, трудно понять. Бытует мнение, что его супруга Анна Яковлевна Фидлер, прожившая с ним всю жизнь, была ему обузой. Я не нашла подтверждений этим домыслам. Конечно, жить с таким творческим человеком, как Коровин, нелегко. Тем не менее в последних письмах художника он сопереживает жене, постигшим ее невзгодам. Она же достойна уважения как человек, полностью разделивший нелегкую участь Коровина в эмиграции. 

— Перед монтажом выставки Константина Коровина на Крымском Валу демонтировали масштабную экспозицию Николая Ге. Любителей живописи ждет резкий контраст?

— Совершенно противоположные художники — разных поколений, разных воззрений. Ге искал истину, по-своему трактовал Евангелие. А Коровин воспевал радость и красоту жизни, страстно любил природу. Живя в эмиграции, он писал, что душой по-прежнему в любимом Охотине, вспоминал запах земли, преющих листьев, стук цепей, молотящих рожь, запах ржаных оладий, разговоры с крестьянами. Он любил жизнь, любил людей и эту любовь сумел передать в творчестве.

Комментарии
Прямой эфир