На юге Йемена возобновились бои

Не менее сотни человек с обеих сторон стали жертвами столкновений в окрестностях города Занзибар в провинции Абьян на юге Йемена. Налет отрядов, подчиняющихся «Аль-Каиде», на базу Аль-Куд в 15 км от Занзибара стал крупнейшей акцией исламистов после президентских выборов, прошедших в Йемене 21 февраля. Реляции о разгроме местной ячейки «Аль-Каиды», поступавшие из Саны после гибели лидера местных исламистов Тарика Дахаба, оказались сильно преувеличенными.
Представитель МВД Йемена Хишам Шариф Абдулла заявил «Известиям» по телефону из Саны, что никакого нападения на Аль-Куд, в сущности, не было.
«Имела место серия атак террористов-самоубийц, пытавшихся протаранить ворота базы на заминированных грузовиках»,— рассказал Абдулла. По данным йеменского МВД, в результате теракта погибли 30 солдат правительственной армии.
Впрочем, йеменская газета «Акбар аль-Юм» приводит другие цифры. По ее данным, в районе базы шел настоящий бой, в результате которого погибло не менее 70 человек. Кроме того, добавляет «Акбар аль-Юм», до сотни солдат из контингента Аль-Куд с оружием в руках перешли на сторону нападавших.
Никто не сомневается, что за налетом на военную базу стоит йеменское отделение «Аль-Каиды». Исламисты сумели оправиться после разгрома верхушки своей ячейки, проведенного зимой этого года властями Йемена при поддержке США. Когда в середине февраля был убит — судя по всему, в результате банальной семейной ссоры — последний лидер «Аль-Каиды» в Йемене Тарик Дахаб, официальная Сана приписала его ликвидацию успехам своих спецслужб и объявила, что с исламистским подпольем в Йемене покончено.
Аналитик дубайского Центра ближневосточных исследований и военного анализа Теодор Карасик опасается, что дело обстоит ровно наоборот.
«Аль-Каида» в Йемене получила второе дыхание после президентских выборов, состоявшихся в стране 21 февраля, — рассказал эксперт «Известиям». — Президент Али Абдала Салех, исповедовавший умеренную ветвь шиизма — зейдизм, был вынужден под давлением США покинуть свой пост и передать власть сунниту Абд Раббо Мансуру аль-Хади». Это, по мнению Карасика, окончательно деморализовало йеменскую армию и другие силовые структуры, комплектуемые в том числе и по конфессиональному признаку.
«Солдаты-сунниты теперь не понимают, зачем им сражаться против своих единоверцев из «Аль-Каиды», а солдаты-шииты больше не доверяют своему главнокомандующему-сунниту», — констатировал Теодор Карасик. Отсюда, по мнению эксперта, и участившиеся случаи массового дезертирства и перехода на сторону исламистов, ранее немыслимые в йеменской армии.
Усиление «Аль-Каиды» в Йемене чревато дестабилизацией на всем Аравийском полуострове — в первую очередь в самой Саудовской Аравии. Эр-Рияд занимает в отношении исламистов двойственную позицию, спонсируя их деятельность за границей, но не допуская проникновения на территорию королевства.
Базой «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове многие годы служил именно Йемен, в котором сложилась парадоксальная на первый взгляд ситуация: президент-шиит Салех получал поддержку от воинствующих суннитов из Саудовской Аравии с единственным условием — блокировать отряды «Аль-Каиды» на своей территории и не допускать их через северную границу. Неизвестно, сумеют ли справиться с этой задачей новые власти Йемена.