Мороз в ответе за плодовые
Грядущим летом в России будет ощущаться серьезный недостаток отечественных фруктов и ягод. Виной тому чиновники называют морозы, стоявшие зимой в южных регионах России.
Недобор винограда в Краснодарском крае в этом году может составить 40 тыс. т, то есть примерно 30% от всего прогнозируемого урожая. В краевом управлении по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству «Известиям» объяснили, что причина — сильные холода, из-за которых у винограда замерзли почки и кора. При этом пострадали от заморозков далеко не все районы: в управлении рассказывают, что наибольший урон нанесен лозе в Темрюкском районе, а виноградники Абрау-Дюрсо, например, оказались нетронутыми.
Сами производители не спешат оценивать убытки. Сразу в нескольких российских винодельческих компаниях заявили, что делать какие-то конкретные прогнозы по урожаю пока рано. В администрации Краснодарского края серьезных проблем не ждут, вспоминая рекордную зиму 2006 года, когда вымерзло 70% виноградников, а серьезных последствий все равно не было.
Дело в том, что главный производный продукт ягод, вино, в силу своей специфики не может сразу среагировать на падение урожая, так как из винограда урожая 2012 года вино получится не ранее чем через год-два. Сейчас по бутылкам разливают напиток прошлых лет. По данным Союза виноградарей и виноделов, отечественные производители, работающие по большей части на российском винограде, сегодня занимают около 70% рынка. Но глава организации Леонид Попович уверен, что в этом году роста цен более чем на 10% ждать не стоит, а такого увеличения потребители, скорее всего, даже не заметят.
В министерстве сельского хозяйства Ставропольского края после холодной зимы боятся за косточковые культуры: алычу, сливу, вишню, абрикосы и черешню. На последнюю, по всей видимости, пришелся самый значительный удар, она не выдерживает температуры ниже минус 23 градусов. Заместитель главы ведомства Анатолий Куценко оценивает долю погибших плодовых почек на деревьях в 90%. Но подчеркивает, что итоговые прогнозы в регионе подведут только к маю: ставропольские деревья сегодня может спасти мягкая весна, которая простимулирует развитие дополнительных почек. В натуральном выражении предполагаемые потери в Ставрополе пока не считают. В министерстве традиционно не ведут статистику по косточковым культурам, отмечая лишь, что урожай всех плодово-ягодных растений в прошлом году составил 37 тыс. т.
Аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин оценивает долю отечественных производителей на рынке свежих фруктов и овощей в 30–40%. Недостаток косточковых культур сегодня можно легко компенсировать поставками из стран СНГ — например, из Узбекистана и Таджикистана. Впрочем, рост доли импортных фруктов все равно неминуемо спровоцирует скачок цен. Клягин объясняет, что спрогнозировать подорожание ягод и фруктов на лотках сегодня практически невозможно. Если закупочные цены черешни увеличатся на 10%, то стоимость в рознице повысится только на 5–7%, продавцы не могут допустить резкого увеличения цен.