Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Проверяют нас постоянно — то финансовые органы, то таможенные, то антимонопольные»

Президент Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Меллер в интервью «Известиям» рассказал о своем опыте борьбы с коррупцией, о продажах томографов в России и дальнейших планах
0
«Проверяют нас постоянно — то финансовые органы, то таможенные, то антимонопольные»
Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Пятаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Немецкий концерн Siemens 28 февраля открывает свой новый завод в Воронежской области. Перед этим президент Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Меллер рассказал «Известиям» о том, почему второй волны кризиса не будет, про промышленный рост в России и о том, как будет идти дальнейшее сотрудничество с «Силовыми машинами».

— Российские компании являются серьезными конкурентами?

— С российскими производителями конкурируем только по паровым турбинам малой и средней мощности. В России у нас по всем направлениям средняя доля рынка составляет 6%. По некоторым сегментам, например томографам, — больше 22%.

— Зачем Siemens участвует в проекте «Сколково»?

— Свои исследовательские учреждения мы стремимся открывать по всему миру, вблизи исследовательских и учебных центров. Сейчас идет глобальная война за лучшие умы. Мы рассчитываем найти их в «Сколково».

Наш конкретный проект, под который уже получен первый грант фонда «Сколково», — разработка твердотельного микроволнового генератора. Такие приборы применяют в ядерной медицине. Пока они дорогие. Российские ученые предлагают сделать их на другом принципе и гораздо дешевле. Мы создаем в «Сколково» центр НИОКР, где будут  работать 150 человек, в том числе и над этой темой. А прототипы мы планируем получить в течение трех лет.

— Предположим, вы добиваетесь технологического преимущества. Долго ли удается его сохранять в условиях глобальной конкуренции?

— Возьмем конкретный пример: коренной инновацией в высокоскоростных поездах velaro Rus (в России они получили название «Сапсан») стал распределенный привод, когда электродвигатели находятся не в головном и хвостовом вагонах, а распределены по всей длине поезда и стоят на каждой колесной паре 4-моторизированных вагонов. Это позволило все пространство вагонов, включая конечные, превратить в пассажирский салон. Мы пользуемся плодами этой инновации уже около 10 лет.

 — Все же у первых «Сапсанов» были технические проблемы — заедали двери и были неполадки с колесами.

— Последняя зима показала, что все проблемы удалось устранить и мы смогли достичь эксплуатационных показателей на уровне самых высоких мировых стандартов. Сейчас «Сапсаны» на линиях Москва–Петербург и Москва–Нижний-Новгород достигают синхронности с расписанием на уровне 99,6%. Не отменено ни одного рейса. Такого не бывало ни в Германии, ни во Франции.

В результате  компания «РЖД» заказала у нас еще восемь «Сапсанов» и заключила с нами договор на их техническое обслуживание на срок свыше 30 лет. Их планируется использовать на линии Москва–Петербург, чтобы удовлетворить большой потребительский спрос на поездки в этом направлении. Это уникальный контракт. Причем мы несем ответственность не только за поезда, но и за каждый километр пробега и за прибытие поездов вовремя. Если поезд опаздывает, то за это предусмотрены штрафы.

 — Какой уровень опозданий заложен в контракт?

— Мы договаривались о 98-процентной готовности поездов к выходу на линии. Так что мы этот показатель обеспечиваем. В отдельных случаях штрафы были, но на незначительные суммы.

— Почему Siemens не стал локализовать выпуск «Сапсанов» в России?

— Не набирается критическая масса. В Китае мы строили вагоностроительный завод при заказе в 60 поездов. В России речь пока шла только о восьми поездах, к которым сейчас добавились еще восемь составов.

Иначе обстоят дела с электровозами и пригородными электропоездами. Так, мы локализуем в России выпуск двухсекционных грузовых электровозов на совместном предприятии с группой «Синара» под размещенный заказ 221 локомотива. В прошлом году подписан контракт на поставку 1,2 тыс. вагонов электричек «Ласточка», и здесь мы тоже будем локализовать производство, притом что уровень локализации со временем достигнет 80%.

— Нет идей локализовать в России выпуск другой продукции — хотя бы тех же томографов?

— Siemens имеет два завода, делающих томографы для всего мира. Стоит ли создавать здесь еще один? Пока объемы рынка этого не оправдывают. Но в целом локализация — исключительно важное для нас стратегическое направление, и в ближайшие три года Siemens вложит в России порядка €1 млрд в создание десятка производств — преимущественно в электроэнергетике и в области железнодорожного машиностроения.

— В конце прошлого года вы продали свои акции «Силовых машин» Алексею Мордашову, основному акционеру этого крупнейшего в стране машиностроительного холдинга. В обмен он передал производство газовых турбин в новое СП. Допускаете ли вы возможность покупки «Силовых машин» в будущем?

— В 2005 году у нас были планы купить «Силовые машины», но получили 25% акций. Больше нам не разрешили. В политических кругах обсуждение нашего предложения вызвало дискуссии. Как мы понимаем, одной из причин было наличие некоторых военных компонентов на производствах «Силовых машин», которые не хотели передавать нам под контроль. В конце концов мы получили отказ в приобретении большинства, но зато потом в России был принят закон об иностранных инвестициях в стратегические предприятия.

Теперь все это — уже пройденный этап. Покупка «Силовых машин» была блестящей идеей в 2005-м. Если бы мы, как и рассчитывали, купили 75% этой компании, то потратили бы огромные деньги на ее модернизацию. Без этого было не обойтись. Но Siemens бы это сделал. И сейчас «Силовые машины» были бы самым современным производителем энергетического оборудования в мире. К сожалению, тогда мы вынуждены были строить не в России, а в Китае и США.

Сейчас же мы договорились с Алексеем Мордашовым, что Siemens выходит из «Силовых машин» и мы образуем новое совместное предприятие по газовым турбинам с большинством у Siemens. Так что о покупке «Силовых машин» речь для нас в этой новой конфигурации уже не идет.

— Против Siemens в 2006 году шли расследования по обвинению в коррупции. Как потребовалось перестроить структуру компании, чтобы отойти от этой практики?

— В Германии только с 1999 года стало возможным привлекать к уголовной ответственности за дачу взяток за рубежом. До этого момента никакого преследования за подобную деятельность не было. В бюджете такие траты обычно обозначались как подарки или представительские расходы.

Потом произошла своего рода «оптимизация» подобных расходов. Вместо прямых платежей стали использовать фирмы-посредники. Все это вскрылось в 2006 году, когда в Siemens начались расследования и обыски — сначала в Германии, а потом и в США.

Я помню декабрь 2006 года. Руководство собрало нас, чтобы объявить о решении организовать полную чистку нашей огромной международной компании. Надо было построить систему противодействия коррупции во всех странах мира. И я имел честь провести эту работу в России.

Понятно, что такая акция должна начинаться с самых верхов. На первом этапе произошла полная смена правления глобального Siemens, в компанию пришел новый президент. Во-вторых, была проведена чистка всех финансовых операций. Сегодня вы не сможете получить наличные от Siemens нигде в мире. И если кто-то переводит деньги в офшорные зоны или получает их оттуда, на столе финансовых контролеров загорается красная лампочка.

В-третьих, проведены инструктажи всех сотрудников. Проверяются крупные сделки, все поставщики и партнеры.

Наконец, были введены специальные штатные должности уполномоченных по соблюдению правовых и этических норм ведения бизнеса. Сейчас по всему миру в Siemens работает порядка 500 таких специалистов. В России и Центральной Азии их всего 15, из них одиннадцать — именно в России. Так что я сплю спокойно.

 — А как же скандал с покупкой больницами ваших томографов по завышенным ценам?

— После того как летом 2010 года президент России Дмитрий Медведев инициировал проверку таких дел, мы получили более 250 запросов от различных следственных и контрольных госорганов по делам против различных фирм и чиновников. Ни одно из них не закончилось обвинениями против Siemens. Во всех случаях мы продавали томографы по обычным ценам.

Единственное уголовное дело, доведенное до суда, было возбуждено против представителя Siemens в Свердловской области в 2007 году по обвинению в поставках втридорога медицинского оборудования. В июле 2011 года оно развалилось, все обвинения были сняты. Для меня это расследование перешло границы гуманности. Человека держали в тюрьме, а спустя четыре года выясняется, что повода не было.

— Как вам работается в России?

— Вполне комфортно. Хотя проверяют нас постоянно — то финансовые органы, то таможенные, то антимонопольные.

Мы постепенно становимся крупной российской компанией. По прогнозам, экономика России в ближайшие годы будет расти в среднем на 4% в год. Мы считаем, что наши направления будут прибавлять по 9%. Это очень неплохо. Сейчас у Siemens здесь около 3 тыс. сотрудников. И за три предстоящих года мы хотим нанять как минимум еще столько же.

— Все уже третий год ждут второй волны кризиса. Что об этом думают в Siemens?

— Сейчас нас даже из штаб-квартиры регулярно спрашивают, нет ли признаков второй волны? Буквально перед интервью я посмотрел данные о продажах в январе — все идет просто прекрасно. Никаких намеков на ухудшение ситуации. И не только в России. В Казахстане мы в этом году вообще выходим на рекорд. Хотя, конечно, мы остаемся в состоянии готовности и как только увидим признаки нового экономического кризиса, то предпримем ряд действий, в том числе по снижению затрат.

Комментарии
Прямой эфир