Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Надо полностью пересмотреть понятие пенсии, поскольку сейчас оно маргинально»

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау — о своем видении экономических реформ
0
«Надо полностью пересмотреть понятие пенсии, поскольку сейчас оно маргинально»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из координаторов работы над «Стратегией 2020», ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, доктор экономических наук Владимир Мау в интервью «Известиям» рассказал о том, что структурная реформа экономики требует смены психологических парадигм.

— Владимир Александрович, поясните ваше титульное заявление о том, что пора переходить от «экономике спроса» к «экономике предложения». Вся «Стратегия 2020» затеяна для этого перехода?

— Прежде всего хочу напомнить, что стратегия, о которой мы говорим, — это не программа правительства. Это набор рекомендаций, которые может использовать правительство. Иначе говоря, это набор реалистичных альтернатив. В этой связи обсуждается и вопрос о целесообразности в экономической политике перехода от модели, основанной на стимулировании спроса, к модели, стимулирующей предложение товаров и услуг (от экономики спроса к экономике предложения). Как известно, есть два способа стимулировать экономику. Первый — когда создается спрос, и тогда правительство или печатает деньги, или собирает налоги и перераспределяет их через бюджет. И второй — когда оно создает наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, производства. Исторический пример: на рубеже 1970–1980-х годов в результате предыдущего системного кризиса на Западе произошел переход от классической кейнсианской модели (экономика спроса), которая в конце концов и ввела западные страны в кризис, к модели, основанной на более жесткой денежной политике и более низких налогах. Грубо говоря, экономика предложения — это экономика низкой инфляции, низких процентных ставок, низких налогов, политической и макроэкономической стабильности.

— У нас есть для этого ресурсы и сколько понадобится времени на такой переход?

— У нас есть все ресурсы. Это ж не социальная революция, не смена Конституции, а смена акцентов в экономической политике. Много времени для этого не требуется. Просто надо определиться, что для нас нужнее. Мы продвигаемся к низкой инфляции. Соответственно, могут снизиться процентные ставки. Нам, конечно, нужен маневр бюджетной политики, связанный с ослаблением зависимости бюджетных доходов от рентной составляющей. Это сложно и требует времени.

— Давайте поговорим о популярных политических решениях. Вот перед выборами политики всегда обещают много всего, что связано с улучшением качества жизни пенсионеров. А как вы расцениваете ход начавшейся пенсионной реформы? Что предлагает «Стратегия 2020» по этой части?

— Пенсионной реформы у нас пока нет. Есть попытка сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Пенсионная система в России недалеко ушла от советской модели, когда работающие платят за неработающих.

Понимаете, пенсионная реформа — это не просто набор конкретных шагов. Нужно сначала определиться с принципами. Делаем ли мы пенсию для бедных или для среднего класса. Это совсем разные пенсии. От этого решения зависит, в какой мере жизнь в пожилом возрасте будет находиться в частных руках. В мире существует всего четыре источника жизни пожилого человека — если угодно, четыре модели пенсионных систем. Государственная пенсия, частно-накопительная пенсия, семья (вы вкладываете в семью так, чтобы вас не бросили в старости) и недвижимость (вы инвестируете в недвижимость, чтобы жить за счет этой ренты). Пока мы обсуждаем исключительно государственную пенсию. Хотя на самом деле в силу демографических, интеллектуальных, структурных особенностей российской экономики чисто государственная пенсия будет играть все меньшую роль с точки зрения интересов среднего класса.

— Что вы имеете в виду?

— Ну, государственная пенсия никогда не будет достаточной для того, чтобы люди с достойным заработком резко не теряли в доходе при выходе на нее.

— Зачем же тогда повышать пенсионный возраст и стаж, если все равно получается «маргинальная» пенсия?

— Повышение пенсионного возраста — тоже вещь не самая важная. Конечно, повышать этот возраст можно и даже разумно. В расчетах «Стратегии 2020» просчитываются разные варианты — и с повышением пенсионного возраста (медленно, до 2030 года), и без этого повышения. Но в центре внимания экспертов «Стратегии» стоит другой вопрос — как сделать пенсию приемлемой для среднего класса. Потому что в нынешнем виде, даже если вы ее утроите, она не будет интересной среднему классу.

— А почему вы говорите только о среднем классе? В процентном соотношении ко всему населению это мизерное количество людей.

— Понимаете, большая часть населения вообще о пенсии не думает. Вот вы думаете?

— Думаю. В основном о том, что у меня неважные перспективы в этом смысле.

— Разумеется. Поэтому вы должны создать для себя собственную пенсионную стратегию. И ни государство, ни пенсионный возраст тут не при чем. Вы думаете о том, на что вы будете жить, когда решите перестать работать. Между прочим, захотеть больше не работать вы можете и в 40 лет, и даже в 35. У нас же теперь нет уголовного наказания за тунеядство — по той самой статье, по которой сослали когда-то Иосифа Бродского. Человек может перестать работать тогда, когда он этого захочет. Соответственно, проблема перспективных доходов — это в большей степени его собственная проблема, а не проблема государства.

Современные массовые представления о пенсионной системе идут от Германии конца XIX века, когда Бисмарк предложил государственную пенсию для промышленных рабочих с 70 лет, причем средняя продолжительность жизни тогда была около 45 лет. Кроме того, промышленные рабочие в Германии составляли меньшинство населения. Понятно, что в таких условиях финансовая нагрузка на государство была минимальна. И наша нынешняя пенсионная система в принципе такая же. Она была введена в Советском Союзе в начале 1930-х. Средняя продолжительность жизни тогда была ниже 50 лет.

Я считаю, что нам нужна существенная структурная трансформация, пересмотр самого понятия «пенсия». Пенсия, которая дается не изношенным промышленным рабочим, которые почему-то дожили до запредельного возраста, а всему населению, которое в какой-то момент может захотеть перестать работать. Мы должны научиться отделять пенсию по возрасту, которая осуществляется на индивидуальной основе, и страхование болезни и инвалидности. Государство должно вам помогать, когда вы бедны и больны. А не тогда, когда вы, будучи богатым, достигли 65 лет. И при этом вы получаете почему-то пенсию, которая для вас не является значимой, а для других является. Чем богаче будет наше общество, тем меньшую роль государственная пенсия в нем будет играть.

— А почему в итоговый текст «Стратегии» не попало предложение об отсроченной пенсии — когда человек добровольно отказывается от нее по достижении пенсионного возраста, а через несколько лет начинает получать большую, чем была изначальная, сумму?

— Это совершенно разумная идея, которая тоже активно обсуждается. Но все равно это путь решения проблемы пенсионного возраста и только. Возраст — только фактор баланса Пенсионного фонда. А суть основной проблемы нашей пенсионной системы в том, что доходы пенсионера несопоставимы с теми доходами, которые он получал, работая. Разговор о повышении пенсионного возраста — это разговор не о длинных деньгах, не о социальном благополучии. При действующей модели, что бы вы ни делали, разобраться с этими вещами просто невозможно.

— Я правильно понимаю, что увеличение трудового стажа в этом контексте — тоже мера несколько «не о том»?

— Знаете, по-моему, у большинства представителей среднего класса основная забота — как бы не оказаться на пенсии, а не как на нее вовремя уйти.

— Ну мы же не знаем, что с нами произойдет через 20–30 лет. Мы можем быть в добром здравии и работать за троих, а можем лежать на больничной койке, глядя в потолок…

— Можем. Но только госпенсия тут никак не поможет. Мы должны обсуждать помощь тем, кто не может работать. Реально пенсионная реформа должна быть именно об этом. А не о том, с какого возраста нам будут платить это небольшое государственное пособие.

Комментарии
Прямой эфир