Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Франции опроверг отправку войск на Украину
Мир
Активисты попытались облить красной жидкостью австрийского министра
Экономика
Курс доллара упал ниже 91 рубля впервые с 12 марта
Политика
Путин поблагодарил правительство за совместную работу
Мир
Число погибших из-за наводнений в Бразилии возросло до 83
Мир
Верхняя палата парламента Белоруссии одобрила законопроект о приостановке ДОВСЕ
Общество
Самолет А-321 совершил посадку в Шереметьево после сигнала тревоги
Происшествия
Средства ПВО уничтожили два украинских беспилотника над Белгородской областью
Общество
СК РФ предъявил журналистке Кеворковой обвинение в оправдании терроризма
Недвижимость
Число квартир бизнес-класса в продаже в Москве выросло на 30% за год
Мир
СМИ узнали об отсутствии денег у Италии на повышение военных расходов
Мир
В Молдавии призвали не оплачивать штрафы за ношение георгиевской ленты
Мир
Си Цзиньпин понадеялся на изменение политики Европы в отношении КНР
Происшествия
МЧС сообщило о горении 15 городских строений в Вихоревке Иркутской области
Происшествия
В Калининграде раскрыли убийство коллекционера и кражу вещей 1812 года
Мир
ХАМАС заявило о готовности защищать палестинцев в случае операции Израиля в Рафахе
Авто
На Китай пришлась треть от мировых продаж автомобилей

Судьбу современной музыки решит Тверской суд столицы

РАО и Московская филармония разбираются, сколько нужно платить композиторам
0
Судьбу современной музыки решит Тверской суд столицы
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тверской районный суд Москвы приступил к рассмотрению иска Российского авторского общества (РАО) к Московской филармонии. Как уже сообщали «Известия», РАО требует от филармонии якобы недополученные 2,6 млн рублей за исполнение музыки современных композиторов и еще 1,2 млн рублей пени.

Суть спора — в технологии, по которой следует рассчитывать авторские выплаты. По мнению РАО, ссылающегося на постановление правительства № 218 от 21 марта 1994 года, фиксированный процент должен уплачиваться со всей кассы, независимо от того, какое количество современной музыки прозвучало в концерте. Если дирижер решил разогреть публику двумя симфониями Бетховена и затем покорить 10-минутным опусом Леонида Десятникова, то в копилку РАО попадет 10% от всей выручки — и за Десятникова, и за ни в чем не повинного Бетховена.

— Таким образом государство поощряет творчество современных авторов, поскольку собранное с таких концертов вознаграждение выплачивается только авторам охраняемых произведений, — поясняется в заявлении РАО.

Московская филармония жила по этим правилам до начала прошлого сезона, а теперь стала исчислять авторский процент по-новому, с учетом хронометража: если современное сочинение занимает десятую часть от длительности концерта, значит и платить нужно в десять раз меньше. В приведенном примере сумма, причитающаяся Десятникову, снижается до 1% от выручки.

Именно эти недополученные за сентябрь-декабрь 2010 года проценты и стали основанием для четырехмиллионного иска РАО.

Генеральный директор филармонии Елена Зубарева рассказала «Известиям», что опирается на Гражданский кодекс и здравый смысл:

— Постановление № 218 было написано до принятия четвертой части Гражданского кодекса. А там сказано: произведения, перешедшие в общественное достояние, не облагаются ставками.

Зубарева утверждает, что РАО действует против интересов композиторов: ведь современная музыка может «выжить» только в компании с популярной классикой, за которую не надо платить.

— Мы ставим в один концерт с Александром Владимировичем Чайковским Петра Ильича Чайковского и тем самым наполняем зал. Только так можно приучить публику слушать современную музыку. А, скажем, фестиваль «Московская осень», на котором звучат исключительно новые произведения, посещается очень плохо. Подумайте, будет ли Башмет включать в свою программу пятиминутную современную пьесу, если за нее придется заплатить РАО гигантскую сумму как за целый концерт?

Аналогичные иски РАО подало в адрес Свердловской, Нижнетагильской и Самарской филармоний, готовится иск к Новосибирской филармонии.

— Это наиболее продвинутые филармонии, которые стремятся продвигать современную музыку, — комментирует Елена Зубарева. — Остальные ее просто не играют. Потому что наши бюджеты настолько жесткие, что за Бетховена платить у нас нет возможности. А главное,  это несправедливо.

Зубарева также напомнила о налоговых проблемах, которые недавно возникли у самого РАО: рассматривался иск о неуплате налога на прибыль с невостребованного вознаграждения. По мнению налоговиков, деньги, за которыми не пришли нерасторопные композиторы, в полном объеме оседали внутри аппарата РАО.

Сами композиторы придерживаются разных точек зрения, которые, судя по всему, зависят от взаимоотношений творцов с РАО и с филармониями.

Председатель Молодежного отделения Союза композиторов (МолОт) Ярослав Судзиловский поддерживает аргументы Московской филармонии:

— Уверен, нужно кардинально увеличивать число исполнений современной музыки. Композиторы перестают писать крупные сочинения для оркестра, потому что уже не надеются их услышать. А алгоритм начислений, существующий в РАО, мне непонятен. Перед Новым годом я позвонил туда, хотел снять немножко денег. Ответ меня шокировал: за пять лет членства в РАО мне накапало 1 тыс. рублей. Притом что исполняют меня как минимум дважды в месяц.

Президент авторского совета РАО композитор Андрей Эшпай в беседе с «Известиями» был настроен скептически:

— Композиторы живут трудно. Но если государству требуется уменьшить и то малое, что раньше полагалось, пусть уменьшает. Можете вообще ничего не платить.

Вообще же нынешний иск выглядит спором двух организаций, в котором сами «виновники торжества» — композиторы — ведут себя на удивление пассивно. То ли считают происходящее суетой сует, то ли по традиции предпочитают писать в стол — пардон, в файл.

Комментарии
Прямой эфир