Композиторы атакуют
РАО подает иск против Московской филармонии, сообщила пресс-секретарь Тверского суда Екатерина Ильина. Представители авторского общества утверждают, что за период с сентября по декабрь 2010 года филармония не доплатила композиторам 2,6 млн. рублей. Истец требует взыскать эту сумму вкупе с пенями в размере 1,2 млн. рублей.
В филармонии «Известиям» рассказали подробности спора. В сентябре 2010 года организация получила официальное письмо от Министерства культуры, регламентировавшее новый порядок расчетов с РАО.
Раньше в программу концерта достаточно было включить 10-минутное сочинение современного автора, чтобы со всего концерта взималось 10% отчислений. Таким образом, при общем сборе в 1 млн. рублей гонорар за одно исполнение 10-минутного опуса достигал 100 тыс.
С сентября 2010 года проценты стали начисляться в соответствии с временнóй долей сочинения в общем хронометраже концерта. В вышеприведенном примере 100 тыс. рублей пришлось бы разделить на 9, если продолжительность концерта составляла бы 90 минут.
В результате оброк, уходящий в РАО, снизился почти на порядок. В самом РАО правил, установленных Минкультом, не признают и до принятия официального закона требуют расплачиваться по старым нормам.
Главный юрист Союза театральных деятелей Николай Жуков в беседе с «Известиями» предположил, что победу в споре одержит РАО, так как письмо Минкульта, скорее всего, носило рекомендательный характер. Эксперт добавил, что в РАО работают очень сильные юристы, умеющие добиваться успеха.
РАО регулярно становится истцом, вызывая в суд в качестве ответчиков крупные культурные организации. В ноябре 2011 года широко обсуждался иск против Театра Романа Виктюка. Тогда режиссер комментировал «Известиям»:
— Мы приехали в какой-то город, и принимающая сторона взяла на себя расчеты с РАО. Есть вал — сумма, которую прокатчик получает за билеты. А нам достается только фиксированный гонорар за каждый спектакль. РАО требует, чтобы мы платили с вала. А мы даже не знаем, какого он объема, и не должны знать. РАО — бесстыжая организация. Я с ними не могу общаться. Когда они приходят — мне нехорошо. Поэтому мы и платим исправно.
В декабре представители РАО и Театра Виктюка заключили в суде мировое соглашение. Театр лишился 132 тыс. рублей.
Между тем, вчера защита авторских прав русских композиторов стала одной из главных тем в американских культурных СМИ. Верховный суд США поставил точку в 10-летнем судебном споре, касающемся прав на произведения авторов-иностранцев. Ранее те сочинения, которые по каким-либо причинам попали в общий доступ, уже не охранялись законом об авторском праве. К таким сочинениям относились некоторые опусы Шостаковича, Стравинского, а также Прокофьева — в частности, симфоническая сказка «Петя и Волк». Теперь за использование этих партитур придется платить на общих основаниях.
Решение Верховного суда вызвало волну возмущения среди американских педагогов и дирижеров: они утверждают, что теперь для небогатых оркестров доступ к великой русской музыке ХХ века закрыт. Один из комментаторов видит выход в бойкоте прокофьевских «Пети и Волка»:
— Конечно, это хорошее сочинение, но мы не станем страдать без него. Я слышал эту музыку однажды и точно могу сказать, что умру вполне счастливым, даже если никогда ее больше не услышу.