Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Есть идея!

Столица будет реализовывать информационные проекты горожан
0
Есть идея!
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце декабря прошлого года Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) подвел итоги конкурса ИТ-идей, в котором мог принять участие любой интернет-пользователь. На стол экспертного жюри за два месяца попали 239 заявок от компаний и частных новаторов. По итогам рассмотрения лучшая десятка будет включена в план информатизации столицы – в рамках госпрограммы «Информационный город на 2012–2016 годы».

На конкурсе был заявлен ряд основных критериев: идеи должны быть реалистичными, решать конкретные городские проблемы и получить хороший отзыв от отраслевых департаментов. Наконец, заявки не должны дублировать существующие информационные системы. Предполагается, что авторы проектов-победителей по мере необходимости будут принимать участие в доработке собственных предложений вместе со специалистами ДИТ. «Известия» выбрали три понравившиеся ИТ-идеи и попросили экспертов их прокомментировать.

«Моя территория»

В дополнение к существующим информационным ресурсам, которые развивает столичный Департамент информационных технологий, предлагается развить уже готовый интернет-сервис – www.streetjournal.org. Он доступен любому человеку и работает в тестовом режиме на всей территории России. Суть сервиса проста – c помощью мобильного приложения или через веб-портал жители регистрируют заявки, обозначая проблемные участки на своей территории и выкладывая фото- и видеоподтверждения проблемы. При этом человеку совсем необязательно изначально знать, куда обратиться, кто за это отвечает, какой номер набрать, чтобы устранить ту или иную проблему. Например, открыт канализационный люк, долго не вывозится мусор, необходимо спилить сухую ветку с дерева, которая представляет угрозу для машин во дворе. Главное – просто, в «один клик» опубликовать проблему в сервисе, и система сама направит уведомления в те организации, которые за это ответственны. Как уверяют авторы проекта, в сервисе уже зарегистрированы префектуры и районные управы по каждому округу и по всем районам Москвы.

На данный момент всего в системе опубликовано больше 7 тысяч проблем, 2 тысячи из них, если верить онлайн-статусу, тем или иным образом уже решены. Среди заявок можно встретить, например, отмеченные здания с незаконными игровыми автоматами, фотографии едва заметных зебр на дорогах и т. д.

Безусловно, очень полезный для решения городских проблем ресурс имеет собственную немаловажную проблему: отсутствие должной популярности среди москвичей. Кроме того, после отправки заявки неясно, кто именно принимает ее в работу – какой департамент? Да и статус о решении проблемы – даже тогда, когда она решена, – не всегда появляется рядом с опубликованной задачей для городских служб. «Количество таких сервисов начинает расти, что приятно, но найти их становится все сложнее и сложнее, – отмечает генеральный директор IT Expert Михаил Потоцкий. Уже сейчас есть «Портал государственных услуг города Москвы», «Портал “Наш город”», «Программа развития города Москвы», даже «Портал по уборке улиц города Москвы». Как много интернет-ресурсов может москвич держать в голове? «Опыт показывает, что такого рода портал должен быть только один – «Моя территория». На то он и «портал», который все помнят и который содержит максимально емкую и продуманную первую страницу, а далее каждый идет по своему направлению – от театральной программы и списка госуслуг до решения глобальных и малейших проблем города», – заключает Потоцкий.  
Огромный плюс заключается в том, что сама технология уже существует – ресурсу уже два года.  Феликс Карпов, cпециалист по интернет-проектам Института экономики города, отмечает, что такому проекту в первую очередь нужны инвестиции: «По моему мнению, несколько миллионов рублей, необходимых для создания мобильных приложений и онлайн-сервиса для веб-сайта вполне по силам бюджету Москвы».

Есть идея!

3D-макет Москвы

Необходимость реализации этой идеи в Департаменте информационных технологий называют одной из самых обсуждаемых. Идея вызвала бурную дискуссию как среди интернет-пользователей, так и экспертов. Взвесив все «за» и «против», жюри конкурса вынесло вердикт: реализация проекта в 2012 году возможна и целесообразна.
Трехмерный макет, выражаясь простым языком, должен быть полезен по всем направлениям, будь то виртуальная прогулка по городу, осмотр рельефа дорог, поиск конкретного магазина или фитнес-центра или сравнение той или иной улицы сегодня и тридцать лет тому назад (да, такой «ретроспективный» функционал также предлагается авторами проекта). Крайне необходима виртуальная модель госорганам и городским службам. Она нужна для презентации концепций застройки, моделирования действий спецслужб и прочих заурядных и форс-мажорных случаев. Решение должно быть «легким» – то есть доступным для использования в том числе на мобильных платформах. Кажется, кого-либо убеждать в том, что сам проект – сплошное благо, не приходится. Вопрос лишь в реализации, точнее, ее скорости, качестве и стоимости.
Феликс Карпов оценивает проект кратко – как весьма дорогостоящий. Но даже если подобная разработка обойдется в несколько миллионов долларов, аудитория у нее будет масштабной, добавляет он. Не столь лаконичен в оценке другой эксперт. «3D-макет города Москвы» – это звучит красиво, но так ли он нужен, когда в 200 метрах от Садового кольца можно увидеть трубы отопления – «времянки», проложенные по улицам города и брошенные навеки (например, угол Каланчевской улицы и Орликова переулка)? – рассуждает Михаил Потоцкий. – Проблемой их возникновения, возможно, является отсутствие единой геоинформационной системы коммуникаций города Москвы и невозможность определения способа прокладки городских коммуникаций во время ремонта. Может, лучше сконцентрироваться на такого рода проектах?»
Будь всевозможных ИТ-систем уже достаточно, тогда развитие предыдущего проекта – портала «Моя территория» – позволило бы решать подобные проблемы гораздо быстрее. Или все упирается только в деньги? Некоторые затраты сокращаются за счет уже существующих бесплатных сервисов, которые можно использовать. Кирилл Кукарцев, директор по маркетингу компании 2ГИС, которая создает электронные карты-справочники, откликаясь на просьбу «Известий» прокомментировать проект, вообще выразил готовность компании помогать в его реализации проекта бесплатно. Что, собственно, 2ГИС уже и делает: с декабря 2011 года бесплатно предоставляет интернет-порталам карты более 140 городов России. «Это мировая тенденция – разработчики пользуются чужими данными или инструментами через партнерские программы, это здорово экономит ресурсы», – комментирует Кукарцев.  Один из вариантов программного средства для реализации подобных моделей предложила компания Autodesk, у которой есть продукт Autodesk Infrastructure Modeler.

Инструмент систематизированного информирования граждан с использованием единого платежного документа (ЕПД)

В отличие от других конкурсных предложений эта идея вызвала у большей части собеседников «Известий» отнюдь не желание похвалить авторов, а скорее недоумение. Речь идет о развитии «системы приема и обработки обращений граждан с использованием различных коммуникационных каналов». Проект, надо сказать, совсем не прост. Нас с вами предлагается информировать о разных сторонах жизнедеятельности города на основе всевозможных средств связи. К примеру, персонализированное сообщение с информацией о госуслугах может доставляться на основе платежных документов, т. к. их получает каждый москвич. Платежные документы (счета за коммунальные услуги, услуги связи) могут быть доставлены как в бумажном виде, так и в электронном. Этот же проект предлагает объединить все счета – за свет, воду, газ, телефонные соединения – в единый платежный документ. Что значительно сократит время и усилия на их оплату, чему каждый из нас будет только рад. Наконец, каждый онлайн-пользователь сможет управлять счетами через единый личный кабинет, который можно будет привязать с помощью электронно-цифровой подписи к порталу госуслуг. «С помощью современных маркетинговых и информационных технологий человек вовлекается в диалог», – констатируют в Департаменте информационных технологий.
«Этот проект вызывает чувство глубокого недоумения, если не сказать шока, – откровенничает Михаил Потоцкий. – «Систематизированно информировать граждан с использованием единого платежного документа», как сказано в описании проекта, в век Интернета 2.0, когда вся информация интегрируется и доставляется наиболее удобным для потребителя образом (например, с помощью Flipboard, Zite и т. д.),  – это все равно что оперативно информировать жителей города о самых разных вопросах с помощью чека в продуктовом магазине». Чуть осторожнее в своих эмоциях другой наш эксперт – Елена Кавтаева, директор представительства компании «Микротест» в Нижнем Новгороде: «Проект реализуем, но при большой концентрации финансирования и при сроках не менее 5 лет. Построить такое решение по силам консорциуму, в который входят и поставщики ИТ-услуг, и разработчики специализированного софта, и сервис-компании». При этом, по ее мнению, в консорциуме должен быть ведущий исполнитель проекта – системный интегратор, который имеет достаточный штат и другие ресурсы для продуманного проектирования решения, объективного расчета возможностей ИТ-инфраструктуры всех задействованных госучреждений, возможностей интеграции между базами данных множества ведомств и банков… Если за это не возьмется системный интегратор из числа десяти крупнейших с опытом аналогичных проектов в госструктурах, то хорошая народная идея обречена на продвижение «с переменным успехом». «Даже при достаточном бюджете проект может остановиться на полпути из-за сильной разрозненности ведомств или низкого уровня информатизации госучреждений», – резюмирует Кавтаева.

Феликс Карпов также высказал сомнения, проект ему «не совсем ясен»: «Здесь в первую очередь видна заинтересованность городских властей, а конечному потребителю это в большей степени навязывается. Не всем эта услуга будет интересна». Нам же в первую очередь интересно то, как, в каком порядке и с какой долей соответствия задуманному все эти планы – идеи-победители – будут претворяться в жизнь. Время, а точнее, 2012 год это покажет.

Кстати

Какие бы минусы у трех вышеназванных проектов ни выискивались, все они, да и оставшиеся семь лидеров конкурса тоже, похожи в главном – они повышают для москвичей уровень обратной связи. «Уровень проникновения услуг ШПД в Москве самый высокий в России и составляет порядка 80%, – напоминает Денис Рычка, руководитель пресс-службы «Акадо». – Именно сейчас необходимо внедрять такие системы, как электронный ЕПД, в котором в режиме онлайн можно не только узнавать выписку по услугам, но и менять их набор или поставщика. В конечном счете это не только удобство, но и возможность эффективнее управлять собственными ресурсами». Что касается затрат на данные проекты, рассуждает Рычка, то все они могут быть компенсированы программой «Электронное правительство», тем более что уже платформа существует, а эти проекты могут быть приложением в московском разделе.

Великолепная десятка. Проекты-победители

• OpenMosData (портал, на котором будут публиковаться источники и открытые данные, раскрываемые правительством Москвы и его структурными подразделениями);
• Внедрение программно-аппаратного комплекса по работе с медицинскими изображениями;
• Экологическая онлайн-карта города;
• Система лицензирования грузового транспорта, въезжающего на территорию г. Москвы;
• Интеллектуальная информационная система интерактивного обучения школьников;
• Инструмент систематизированного информирования граждан с использованием единого платежного документа (ЕПД);
• Объединенные идеи: развитие сети государственных публичных библиотек как основы единого информационного пространства города Москвы и «Мосбиблиоинфо»;
• 3D-макет Москвы;
• «Дневник путешественника: Москва»;
• «Моя территория» – простые инструменты для открытого города (веб‑портал, мобильные приложения и система виджетов).

Подробнее об этих идеях можно прочитать тут: http://dit.mos.ru/ideas/

Комментарии
Прямой эфир