США согласились на прямые переговоры с Пхеньяном

Госдепартамент США подтвердил информацию о намеченных на 23 февраля двусторонних переговорах с Северной Кореей по ядерной проблематике. Американскую делегацию на встрече в Пекине возглавит спецпредставитель Госдепартамента по корейским делам Глин Девис, северокорейскую — первый заместитель министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гван.
Речь идет именно о двусторонних переговорах, а не о возобновлении диалога в рамках «шестерки», в которой помимо США и КНДР участвовали Южная Корея, Россия, Япония и Китай. Северокорейский лидер Ким Чен Ир, скончавшийся в декабре минувшего года, последовательно саботировал все предложения «шестерки», настаивая на прямых переговорах с США. Похоже, в Вашингтоне решили пойти навстречу КНДР, пусть даже и после смерти Ким Чен Ира.
— Добиться от США юридического признания Северной Кореи и наличия на Корейском полуострове двух суверенных государств было стратегической целью внешней политики Ким Чен Ира, — напомнил «Известиям» аналитик Корейского центра Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. — Даже одиозная ядерная программа Пхеньяна была в значительной мере подчинена этой цели.
В отличие от своего отца, Ким Ир Сена, Ким Чен Ир никогда не стремился к захвату всего Корейского полуострова. «Дорогой руководитель» не мог не осознавать, что любая попытка с его стороны применить ядерное оружие приведет к тому, что Северная Корея будет просто стерта с лица земли. Однако он понимал и то, что США и Южная Корея не имеют достаточного потенциала для силового решения корейской проблемы и объединения всего полуострова под властью Сеула.
«В Корее сложилась ситуация стратегического пата, — констатировал «Известиям» аналитик лондонского Chatham House Джон Свенсон-Райт. — Юг не в силах отвоевать Север, но и Север не в состоянии захватить Юг». Признать право на существование двух Корей, по мнению британского эксперта, мировому сообществу мешало только одно — нежелание США иметь дело с режимом в Пхеньяне, а точнее, лично с Ким Чен Иром.
Смерть северокорейского лидера, как ни странно, может поспособствовать успеху его политики и выходу корейской проблемы из тупика. В США вполне лояльно относятся к Ким Чен Ыну, сменившему отца на руководящем посту в Пхеньяне, и даже возлагают на нового лидера определенные надежды, связанные с воспитанием, полученным им на Западе. Если Ким Чен Ын сумеет утвердиться во власти и предложит Вашингтону прямой диалог, нет оснований сомневаться, что предложение будет принято.
Февральская встреча Глина Девиса с Ким Ги Гваном станет только первым шагом в долгом процессе признания США суверенитета Северной Кореи, предупреждает Константин Асмолов.
«В течение 2012 года явственного прогресса ожидать не стоит, — заметил эксперт. — В Пхеньяне поглядят, не сменится ли президент в Вашингтоне, а в Вашингтоне, в свою очередь, подождут, пока нынешний лидер возьмет на себя всю полноту власти». Однако обе стороны настроены на диалог, о чем свидетельствует хотя бы возобновление США программы поиска и эксгумации тел американских солдат, погибших в ходе корейской войны 1950—1953 годов и захороненных на территории Северной Кореи.
Программа эта была свернута в 2005 году, во время очередного обострения отношений между Вашингтоном и Пхеньяном. 23 февраля в Пекине стороны обсудят ее возобновление, а в марте ожидается прибытие в Северную Корею первой группы американских военных специалистов. Работа им предстоит большая: по самым приблизительным подсчетам, до 8 тыс. американцев, павших на фронтах корейской войны, до сих пор числятся пропавшими без вести.