Фрадков поможет Лаврову в переговорах с Асадом

Россия при поддержке Китая в субботу сумела заблокировать принятие в Совете Безопасности ООН текста резолюции по ситуации в Сирии, воспользовавшись правом вето. Текст резолюции, предложенный Совбезу делегацией Марокко, не учитывал поправок российской стороны, призывающей сирийскую оппозицию дистанцироваться от экстремистских группировок.
«Призыв к правительству Сирии в одностороннем порядке уйти из городов и сельских населенных пунктов, если это не просчет авторов документа, мог бы означать только одно, — заметил глава МИД России Сергей Лавров, выступая в Мюнхене на 48-й международной конференции по безопасности. — Совету Безопасности ООН предлагают вступить в гражданскую войну на одной из сторон конфликта».
Проект сирийского урегулирования, разработанный Лигой арабских государств (ЛАГ) и легший в основу «марокканского» проекта резолюции Совбеза, по мнению министра, едва ли реализуем, так как изначальным условием начала процесса примирения ставится отставка президента Сирии Башара Асада.
«Не знаю, какие будут договоренности — об уходе Асада или каком-нибудь другом выходе из этой ситуации, но решать это должны сами сирийцы», — подчеркнул Лавров, напомнив об успешном опыте Йемена, где договоренности о передаче власти оппозиции были вначале достигнуты самими противоборствующими сторонами, а уже потом санкционированы Совбезом ООН.
Не исключено, что именно йеменский сценарий будет обсуждаться в Дамаске 7 февраля. В сирийскую столицу для переговоров с Башаром Асадом помимо самого Лаврова вылетает глава Службы внешней разведки России Михаил Фрадков. В МИД России «Известиям» подтвердили, что поездка состоится, однако воздержались от комментариев относительно повестки дня предстоящих переговоров, а также от ответа на вопрос, зачем министра иностранных дел сопровождает глава СВР.
«Поручение на поездку в Дамаск дано президентом России Дмитрием Медведевым, — напомнил замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Александр Болдырев. — Президент же и утвердил именно этот состав делегации».
По мнению директора московского Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, миссия Михаила Фрадкова состоит в том, чтобы успокоить руководство сирийских спецслужб и заверить их в твердости линии Москвы на поддержку Асада.
«Военная разведка Сирии «Аль-Мухабарат аль-Аскарийя» пользуется в стране серьезным влиянием, — напомнил Евсеев «Известиям». — Если руководство спецслужб начнет колебаться, позиции режима Асада действительно могут пошатнуться».
Сегодня же, добавил эксперт, положение сирийского президента намного более прочно, чем может показаться, если судить по выпускам западных телеканалов. Оппозиция самостоятельно, без внешнего вмешательства, не в состоянии свергнуть режим в Дамаске, а субботнее российско-китайское вето на антисирийскую резолюцию в Совбезе лишает подобное вмешательство всякого подобия легитимности.
Степень поддержки противников Асада в арабском мире также, по мнению Владимира Евсеева, сильно преувеличена.
«Лига арабских государств готовит свои антисирийские резолюции под диктовку Саудовской Аравии и Катара, — рассказал эксперт. — Однако категорически против давления на Дамаск выступает, например, Ирак, что не позволяет саудитам замкнуть кольцо блокады вокруг Сирии».
Кроме того, от кампании по свержению Башара Асада самоустранились Иордания, Ливан и, что выглядит уж совсем парадоксально, Израиль. В Тель-Авиве осознают, что в случае свержения арабских националистов их место в Дамаске займут исламские фундаменталисты, связанные с «Аль-Каидой» и спонсируемые Эр-Риядом. А это означает для Израиля возобновление открытого военного конфликта с Сирией за Голанские высоты, исход которого, учитывая явное охлаждение американско-израильских отношений, отнюдь не предрешен. Интересам Израиля, как и России, отвечает сохранение Башара Асада у власти.