Пакистанскому премьеру грозят тюрьмой за покрывательство президента

Верховный суд Пакистана обязал премьер-министра страны Юсуфа Гилани явиться 13 февраля для дачи показаний по делу о «коррупционной амнистии» 2007 года. Пока премьер приглашен в суд в качестве свидетеля, однако не исключено, что ему будут предъявлены обвинения в игнорировании прошлого вердикта Верховного суда, отменившего в 2009 году амнистию. В этом случае Гилани грозит до шести месяцев тюремного заключения, а главное — он будет отстранен от управления страной на время процесса.
— Амнистию 2007 года можно назвать родовой травмой пакистанской демократии, — заметила «Известиям» аналитик исламабадского Центра исследований в области безопасности (CRSS) Аиша Хан. — Компромисс, на который вынуждены были тогда пойти гражданские политики с генералом Первезом Мушаррафом, обернулся дискредитацией демократической формы правления как таковой.
Впрочем, амнистия была вынужденным шагом и для самого Первеза Мушаррафа. Под давлением США генерал вынужден был уйти в отставку с поста главнокомандующего сухопутными войсками Пакистана и снять препятствия к возвращению на родину оппозиционных политиков, находившихся в изгнании. Главным из этих препятствий были обвинения в коррупции, выдвинутые военными против бывшего премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто и ее супруга Асифа Али Зардари. Сам Юсуф Гилани также вышел на свободу по амнистии 2007 года после шести лет, проведенных в тюрьме по обвинению в коррупции.
Политика «экспорта демократии» в Пакистане успехом не увенчалась. Беназир Бхутто, вернувшаяся в Пакистан в по амнистии в сентябре 2007 года, спустя два месяца погибла в результате покушения. В следующем году Асиф Али Зардари сумел выиграть президентские выборы и поставил Юсуфа Гилани во главе своего кабинета, однако коррупция при гражданском правительстве достигла таких масштабов, что Пакистан оказался перед лицом реальной угрозы окончательного паралича власти, анархии и потери национальной субъектности.
«Возвращение к власти военных представляется сегодня будет наилучшим вариантом как для самого Пакистана, так и для всей Южной Азии в целом, — констатировал «Известиям» аналитик лондонского Chatham House Гэрет Прайс. — Альтернативой стал бы захват власти пакистанским отделением движения «Талибан». Не следует забывать, добавил британский эксперт, что Пакистан является ядерной державой. Появление «талибов с атомной бомбой» стало бы проблемой для всего человечества, уверен Прайс.
Пакистанские военные во главе с новым главкомом сухопутных войск Ашфаком Киани открыто выступили против гражданского правительства в мае прошлого года, спровоцировав скандал, известный под названием «мемогейт». Президента Зардари обвинили в тайных переговорах с США. Общественности был предъявлен текст меморандума, давшего название скандалу, в котором президент якобы обращался к Бараку Обаме с просьбой об американской помощи в смещении военного руководства страны. Подлинность «меморандума Зардари» оспаривается до сих пор, однако остатки авторитета среди населения правительство потеряло.
Характерно, что в отличие от прошлых лет пакистанские генералы, недовольные гражданскими политиками, не свергают их с помощью военных переворотов, а действуют, используя медийные и юридические каналы. Решение Верховного суда вызвать премьер-министра Гилани на допрос и недвусмысленная угроза отстранить его от власти свидетельствует о том, что судебная власть Пакистана готова встать на сторону генералов, при том что раньше пакистанские судьи находились с военными в весьма напряженных отношениях. Однако общая угроза окончательной потери власти гражданским правительством и прихода талибов заставила объединиться даже старых противников.