Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Общеевропейское рейтинговое агентство обойдется в €300 млн

Новая единая бизнес-структура заработает в Германии к весне
0
Общеевропейское рейтинговое агентство обойдется в €300 млн
Фото: РИА НОВОСТИ/Михаил Кутузов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Европа в который раз демонстрирует готовность не решать долговые проблемы, а бороться с их последствием — понижением рейтингов. А заодно и с совершившими это американскими агентствами «большой тройки» — S&P, Fitch, Moody's (кстати, во вторник они опять пообещали странам, входящим в G20, очередное понижение). Угрозы покончить с их монополией раздавались из Европы давно. Но наконец дело сдвинулось — в Германии практически все готово для создания единого европейского рейтингового агентства, призванного противостоять влиянию американской «большой тройки».

Об этом «Известиям» рассказал старший партнер и директор департамента по управлению рисками немецкой консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants Маркус Кралль. По его словам, для финансирования новой бизнес-структуры планируется создать специальный фонд. Целью road-show, которое уже стартовало, является привлечение 30 инвесторов. Планируется, что они вложат в уставный капитал фонда около €300 млн. Проект находится на стадии заключения письменных соглашений с банками, биржами и агентствами, занимающимися продажей финансовой информации. По словам Кралля, заработает рейтинговое агентство в конце I — начале II квартала 2012 года. А первые рейтинги странам оно выставит к следующему Новому году. Оценки банков планируется начать публиковать в 2013 году. Располагаться агентство будет во Франкфурте-на-Майне.

Агентство, которое анонсирует Маркус Кралль, не единственный в Европе претендент на гордое звание объединенного и центрального. Работу по созданию общеевропейского рейтингового монстра в последнее время вела EACRA (European Association of Credit Rating Agencies), ассоциация, объединяющая чуть меньше двадцати агентств из Италии, Испании, Германии, Турции, России, Украины и некоторых других европейских стран. В июле 2011 года президент EACRA француз Томас Миссонг сообщил «Известиям» о своих планах превратить общественную организацию в полноценную бизнес-структуру, которая будет иметь поддержку на самом высоком государственном уровне. В ноябре состоялись переговоры EACRA с Еврокомиссией. Но о конкретных решениях говорить было еще рано.

И вот — удачливый конкурент, который вот-вот обгонит на повороте респектабельную и лояльную евровластям EACRA. В отличие от коллег, Кралль считает невозможным пользоваться государственной поддержкой. Комментарий президента EACRA получить не удалось.

Однако у российских коллег немецкого стартапера Кралля есть сомнения в том, что финансовое участие частных структур и независимость можно совместить в одном агентстве.

— Крупные игроки рынка и банки участвуют в создании агентства не напрямую, — говорит генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. — Тем не менее их участие больше похоже на инструмент оценки рисков в собственных интересах и источник получения информации о потенциальных конкурентах. Эти факторы будут работать, даже если эти компании не будут сами получать рейтинги в новом агентстве. Кроме того, слабо верится, что его методика оценки рисков и кредитоспособности будет столь уникальна и неординарна, что позволит Италии и Испании получить максимальный рейтинг кредитоспособности. Или повысить перспективы перегруженной экономики Германии.

Сам Кралль отказался сообщить подробности о методике оценки, которую планируется применять в общеевропейском агентстве, сославшись на сложный этап переговоров с потенциальными инвесторами, который мешает ему быть откровенным. Остается только ждать выхода первого публичного рейтинга.

— Все приличные агентства разрабатывают методики оценки сами, — говорит генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков. — Однако хорошая методика — это только 10% успеха. А остальное — это ее настройка и адаптация в конкретной стране и в конкретной ситуации, а также гарантия исполнения. Этого можно добиться только с практическим опытом. Я с уважением отношусь к инициативе Roland Berger, но у этой компании нет опыта рейтингования. По оценке Всемирного банка, для того чтобы агентство вызывало доверие, ему нужно работать на рынке не менее семи лет.

По словам Гришанкова, важно еще и то, готова ли Европа ждать все эти годы, не выступая с публичным признанием оценок нового объединенного агентства. Если с ним поспешат, то это будет означать ангажированность новой структуры и покажет, что агентство создавалось исключительно ради того, чтобы уесть «обнаглевших» американцев, а вовсе не для того, чтобы отражать реальную ситуацию в странах и компаниях.

Виктор Четвериков добавляет, что создание бизнеса на противоречиях и негативном пиаре в отношении коллег по цеху — довольно популярная история, но это не самая лучшая основа, на которой можно развиваться.

Комментарии
Прямой эфир