Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Правительство подготовит новые меры поддержки для мобилизованных
Политика
Путин освободил Чижова от обязанностей постпреда РФ при ЕС
Мир
Санду пригрозила жителям Приднестровья лишением гражданства за участие в СВО
Происшествия
МВД сообщило о шести погибших в результате стрельбы в школе в Ижевске
Мир
Путин назвал странной блокировку белорусских удобрений на мировой рынок
Политика
Путин заявил, что Запад должен уважительно относиться к России
Общество
Глава Удмуртии подтвердил гибель напавшего на школу в Ижевске
Происшествия
Шесть человек погибли в результате стрельбы в школе в Ижевске
Происшествия
Число пострадавших при стрельбе в школе в Ижевске возросло до 10
Происшествия
Источник сообщил о гибели открывшего стрельбу в школе Ижевска
Происшествия
Раненный в Усть-Илимске военком находится в крайне тяжелом состоянии

Для тупых комсомольцев из миллионов райкомов по всей стране это был аргумент

Писатель и журналист Игорь Мальцев -- о том, как Александр Житинский защитил право на жизнь русского рока
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Есть люди, с которым хочешь познакомиться и просто поговорить. К сожалению их становится все меньше и меньше. И не только потому, что ты становишься старым занудой, а потому что люди уходят.

Вот, ушел человек, с которым я хотел познакомиться и поговорить.  с тех пор, как мне было лет двадцать с чем-то. Для меня это был какой то взрослый дяденька, который писал какие-то книжки, был членом лениградского Союза писателей (о Боже – это было наверное дико круто), а потом он познакомился с питерскими рокерами и резко поменял свою жизнь. Нет, он не стал красить волосы в зеленый свет. И не стал показывать обкому партии хэвиметаллическую козу. Дяденька взял и написал для журнала Аврора» серию заметок под названием «Путешествие рок- дилетанта» . Его звали Александр Житинский. Вау.

Этот мужик вошел в абсолютно ему неизвестный мир, который советская действительность каждую секунду пыталась поставить в разряд криминальной – ну, не терпели они парней с гитарами- и оказался им очарован навсегда. Ну мы , конечно те, кто слушает  LedZeppelin  с 1970 года, посмотрели на него свысока – «дилетант что он понимает». Но он так себя и называл – дилетантом. Ну не мог он вспомнить, кто играл на барабанах в группе  Free. А мы типа настоящие любители рока вдруг поняли, что попались на его удочку – ведь самое отстойное, что было во взаимоотношениях совка и рок-н-ролла вот эти разговоры комсомольских журналистов и партийных музкритиков «да как они – рокеры- могут быть настоящими музыкантами – они даже нотной грамоты не знают». То есть дилетантами их выставляли. Как мы Житинского. Как сам Житинский – Житинского. Он-то быстро понял, что мы все тут инженеры на сотню рублей, и кто-то стал со своего инженерства писателем, а кто композитором, а кто художником, а кто – журналистом. И самое последнее дело – подойти к Джону Леннону в 1964м году и спросить его знает ли он нотную грамоту. Ага. И в его записках – он от скепсиса – вполне возможно, на это его ориентировал обком ВЛКСМ, который влиял на «Аврору», относительно рок-музыки , перешел к вдумчивому отношению, к симпатии, а потом уже и к откровенной влюбленности.

Он почувствовал, что в мертвом городе, разоренном большевиками, нацистами, коммунистами и лично товарищем Романовым, появился хоть кто-то живой. Боб, Курехин, Сологубы, Кинчев, Задерий, Рекшан и потом некий Витя Цой. А главное – что вдруг «настоящий писатель» пишет про рок. И это самое главное – потому что для тупых комсомольцев из миллионов райкомов по всей стране это был аргумент. Супротив магнитоальбомов легко выступать, а супротив настоящего члена Союза писателей гораздо трудней – у них же органчик вместо мозга и две эти мысли они не могли переварить одновременно. И таким образом Житинский стал официальным щитом (не хочется писать гопническое слово «крыша», которое нам уже в 90- принесли все те же комсомольцы-экс, слившиеся с бандосами).

У нас было два деятеля, которые оправдывали перед пергидрольными, сильно пьющими, тетками из отделов культуры разного уровня право на жизнь русского рока – Житинский и Соловьев. Правда, Соловьев с его «Ассой» сделал все по-московски поверхностно и конъюнктурно. Но никто даже и не заметил в припадке радости, что за спиной Цоя во время «Перемен» стоит два разных состава музыкантов. Все были в эйфории. У Житинского путешествие в рок стали частью образа жизни. Ему пришлось сидеть в жюри рок-фестивалей. Рядом с откровенными уродами. Вот выдержка стенгораммы заседания жюри Третьго рок-феста в 1985 году после выступления Алисы:

«Представитель Обкома ВЛКСМ (ОК ВЛКСМ) Сергей Исаев - С точки зрения политической, тексты Алисы не удовлетворяют. Они не помогают нам жить и трудиться. У них агрессивная позиция, следование доктору Буги - наркоману, проповеднику чуждых советскому человеку идей. Они культивируют прославление сильной личности...И внешний облик у них был неудовлетворительный. надо было выйти на сцену нормально одетыми....

Управление культуры, Наталья Красовская - У них не совсем получилось воплощение замысла. Сама подача вызывает возражения.

Житинский - Я не вижу криминала в смысловом содержании песен. Мы не можем вычитать из контекста антисоветской направленности.»

А ведь там сидели человекообразные из Союза композиторов, ВТО, Дома самодеятельного творчества, Управления культуры... И с ними Александр Житинский разговаривал. Доносил мысль. Боролся словом. Ведь когда вы говорите об упадке культуры о засилье Стаса Михайлова с Ваенгой – скажите спасибо Сергею Исаеву- кто бы он ни был, Наталье Красовской – ветер ей в паруса -- эти люди – а вы представляете сколько их было в креслах по всему столь любимому вами СССР? - сделали все, чтобы здесь вымерло все творческое.

А Житинский поддерживал. И нашел себя в этом. Я только недавно открыл для себя «Музыкальный эпистолярий» Житинского, где он переписывается с Андреем Гавриловым – культовым переводчиком -синхронистом, которого к счастью я знаю уже давно. Там есть, что почитать людям, которые сегодня себя называют «музкритиками» и т.д. Там беседуют два дилетанта. Ну-ну.

Житинский, как человек очень динамичный и гибкий, быстро обзавелся ЖЖ где его ник maccolit. Он занялся собирательством вокруг себя молодых и не очень – писателей, пытаясь выполнить все ту же непосильную задачу – отыскать в мертвом блокадном городе, которому потрясающе везет на руководство,  живых. Собирал даже онлайн-спектакли. Последняя запись в ЖЖ – 21 января 2012 с сотнями комментариев. И все они – соболезнования родным писателя.

Не буду писать в ЖЖ – ведь мы с ним так и не были знакомы.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир