Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Есть люди, с которым хочешь познакомиться и просто поговорить. К сожалению их становится все меньше и меньше. И не только потому, что ты становишься старым занудой, а потому что люди уходят.

Вот, ушел человек, с которым я хотел познакомиться и поговорить.  с тех пор, как мне было лет двадцать с чем-то. Для меня это был какой то взрослый дяденька, который писал какие-то книжки, был членом лениградского Союза писателей (о Боже – это было наверное дико круто), а потом он познакомился с питерскими рокерами и резко поменял свою жизнь. Нет, он не стал красить волосы в зеленый свет. И не стал показывать обкому партии хэвиметаллическую козу. Дяденька взял и написал для журнала Аврора» серию заметок под названием «Путешествие рок- дилетанта» . Его звали Александр Житинский. Вау.

Этот мужик вошел в абсолютно ему неизвестный мир, который советская действительность каждую секунду пыталась поставить в разряд криминальной – ну, не терпели они парней с гитарами- и оказался им очарован навсегда. Ну мы , конечно те, кто слушает  LedZeppelin  с 1970 года, посмотрели на него свысока – «дилетант что он понимает». Но он так себя и называл – дилетантом. Ну не мог он вспомнить, кто играл на барабанах в группе  Free. А мы типа настоящие любители рока вдруг поняли, что попались на его удочку – ведь самое отстойное, что было во взаимоотношениях совка и рок-н-ролла вот эти разговоры комсомольских журналистов и партийных музкритиков «да как они – рокеры- могут быть настоящими музыкантами – они даже нотной грамоты не знают». То есть дилетантами их выставляли. Как мы Житинского. Как сам Житинский – Житинского. Он-то быстро понял, что мы все тут инженеры на сотню рублей, и кто-то стал со своего инженерства писателем, а кто композитором, а кто художником, а кто – журналистом. И самое последнее дело – подойти к Джону Леннону в 1964м году и спросить его знает ли он нотную грамоту. Ага. И в его записках – он от скепсиса – вполне возможно, на это его ориентировал обком ВЛКСМ, который влиял на «Аврору», относительно рок-музыки , перешел к вдумчивому отношению, к симпатии, а потом уже и к откровенной влюбленности.

Он почувствовал, что в мертвом городе, разоренном большевиками, нацистами, коммунистами и лично товарищем Романовым, появился хоть кто-то живой. Боб, Курехин, Сологубы, Кинчев, Задерий, Рекшан и потом некий Витя Цой. А главное – что вдруг «настоящий писатель» пишет про рок. И это самое главное – потому что для тупых комсомольцев из миллионов райкомов по всей стране это был аргумент. Супротив магнитоальбомов легко выступать, а супротив настоящего члена Союза писателей гораздо трудней – у них же органчик вместо мозга и две эти мысли они не могли переварить одновременно. И таким образом Житинский стал официальным щитом (не хочется писать гопническое слово «крыша», которое нам уже в 90- принесли все те же комсомольцы-экс, слившиеся с бандосами).

У нас было два деятеля, которые оправдывали перед пергидрольными, сильно пьющими, тетками из отделов культуры разного уровня право на жизнь русского рока – Житинский и Соловьев. Правда, Соловьев с его «Ассой» сделал все по-московски поверхностно и конъюнктурно. Но никто даже и не заметил в припадке радости, что за спиной Цоя во время «Перемен» стоит два разных состава музыкантов. Все были в эйфории. У Житинского путешествие в рок стали частью образа жизни. Ему пришлось сидеть в жюри рок-фестивалей. Рядом с откровенными уродами. Вот выдержка стенгораммы заседания жюри Третьго рок-феста в 1985 году после выступления Алисы:

«Представитель Обкома ВЛКСМ (ОК ВЛКСМ) Сергей Исаев - С точки зрения политической, тексты Алисы не удовлетворяют. Они не помогают нам жить и трудиться. У них агрессивная позиция, следование доктору Буги - наркоману, проповеднику чуждых советскому человеку идей. Они культивируют прославление сильной личности...И внешний облик у них был неудовлетворительный. надо было выйти на сцену нормально одетыми....

Управление культуры, Наталья Красовская - У них не совсем получилось воплощение замысла. Сама подача вызывает возражения.

Житинский - Я не вижу криминала в смысловом содержании песен. Мы не можем вычитать из контекста антисоветской направленности.»

А ведь там сидели человекообразные из Союза композиторов, ВТО, Дома самодеятельного творчества, Управления культуры... И с ними Александр Житинский разговаривал. Доносил мысль. Боролся словом. Ведь когда вы говорите об упадке культуры о засилье Стаса Михайлова с Ваенгой – скажите спасибо Сергею Исаеву- кто бы он ни был, Наталье Красовской – ветер ей в паруса -- эти люди – а вы представляете сколько их было в креслах по всему столь любимому вами СССР? - сделали все, чтобы здесь вымерло все творческое.

А Житинский поддерживал. И нашел себя в этом. Я только недавно открыл для себя «Музыкальный эпистолярий» Житинского, где он переписывается с Андреем Гавриловым – культовым переводчиком -синхронистом, которого к счастью я знаю уже давно. Там есть, что почитать людям, которые сегодня себя называют «музкритиками» и т.д. Там беседуют два дилетанта. Ну-ну.

Житинский, как человек очень динамичный и гибкий, быстро обзавелся ЖЖ где его ник maccolit. Он занялся собирательством вокруг себя молодых и не очень – писателей, пытаясь выполнить все ту же непосильную задачу – отыскать в мертвом блокадном городе, которому потрясающе везет на руководство,  живых. Собирал даже онлайн-спектакли. Последняя запись в ЖЖ – 21 января 2012 с сотнями комментариев. И все они – соболезнования родным писателя.

Не буду писать в ЖЖ – ведь мы с ним так и не были знакомы.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...