Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
CNN сообщил об отсутствии среди целей Израиля ядерных объектов Ирана
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Мир
Краснов поблагодарил Мадуро за поддержку после теракта в «Крокусе»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Происшествия
В России выросло число приговоров коррупционерам
Мир
СМИ сообщили о взрывах в иранской провинции Исфахан
Спорт
На шахматном турнире претенденток россиянка Горячкина сыграла вничью с Конеру
Мир
Около половины участников заседания СБ ООН покинули зал с началом речи постпреда Израиля
Мир
В Токио полицейский открыл огонь по пытавшемуся сбить его автомобилю
Мир
Иранское агентство Fars сообщило о трех взрывах на северо-востоке Исфахана
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
S&P снизило кредитный рейтинг Израиля с «АА-» до «А+»
Общество
Хирург рассказал об уникальности случая девочки с «маской Бэтмена»
Армия
Комплекс РЭБ «Волнорез» защитил ТОС «Солнцепек» от потока FPV-дронов ВСУ
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Экономика
Самозанятые смогут отчислять на больничные с 2026 года

Египет прощается с чрезвычайным положением

Идя на уступки, военные показали готовность объединиться с «Братьями-мусульманами» против радикальных исламистов
0
Египет прощается с чрезвычайным положением
Фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Власти Египта с 25 января отменяют режим чрезвычайного положения, действовавший в стране почти 30 лет. Главная цель такого решения — создание коалиции с получившими большинство в парламенте умеренными «Братьями-мусульманами», чтобы противостоять радикальным салафитам, стремящимся превратить Египет в часть наднационального исламского объединения.

Военные в нынешнем Египте теряют власть. Если экс-президенту Хосни Мубараку перманентное чрезвычайное положение помогало строить «управляемую демократию», то для новых властей полномочия войсковых командиров становятся просто опасными.

— Отмена чрезвычайного положения — это реверанс в сторону новых политических сил, — говорит руководитель Санкт-Петербургского центра изучения Ближнего Востока Гумер Исаев. — Причем военные не теряют от этого ничего. Чрезвычайное положение — устаревшая норма. Оно, например, не помогло Мубараку.

Напомним, ЧП позволяло властям страны запретить любую политическую организацию. Каждого гражданина можно было задержать по подозрению в терроризме. Тотальная цензура очень сильно затрудняла ведение недовольными пропаганды. А главное — на улицы безо всяких парламентских согласований можно было вывести армию.

— Сейчас военным надо создавать коалицию с исламистами, чтобы удержаться у власти, — поясняет старший преподаватель РГГУ Сергей Серегичев. — А исламистам не нравится, что военные могут в любой момент запретить их партию.

По этой причине отмена ЧП может стать хорошим шагом на пути объединения военных и «Братьев-мусульман».

— Для исламистов важно, что чрезвычайное положение отменено, пусть и частично, — говорит Сергей Серегичев. — С помощью такой уступки исламисты «сохраняют лицо». Они обещали избирателям, что ЧП отменят — и пожалуйста.

Это создает предпосылки для дальнейшего укрепления связей «Братьев-мусульман» и военных. Главным их противником становятся в таком случае салафиты, то есть радикальные мусульмане. Пока что радикалы, поддерживаемые Катаром и другими странами Персидского залива, заставляют умеренных «Братьев» делать шаги в сторону ужесточения мусульманских правил. Но самим «Братьям» это не надо, они изначально были сторонниками мягких и постепенных действий.

Таким образом, отмена ЧП поможет умеренным исламистам и военным создать коалицию, от чего выиграют обе стороны.

— Режим ЧП отменен не полностью, он продолжает действовать в отношении так называемой бальтагии, то есть нарушения общественного порядка и конституционных норм, — рассказал Сергей Серегичев. — Но под эти категории можно подвести что угодно. Таким образом, у военных остается инструмент на случай новых выступлений против режима. А «Братья-мусульмане» получают поддержку военных. Ведь без нее салафиты легко смогут выжать их из власти.

Эту коалицию может поддержать и Америка: Вашингтону тоже удобнее делать ставку на «Братьев-мусульман», нежели на салафитов. Во-первых, «Братья» уже вписались в политику, а во-вторых, они говорят о введении исламских норм справедливости и порядка, а не о исламском режиме как таковом.

— С приходом военно-исламистской коалиции к власти общий курс страны останется прежним — это капитализм, развитие туризма и так далее, — говорит Сергей Серегичев.

А вот для салафитов, стремящихся создать единую мусульманскую умму по всему миру, важно включить Египет в общую систему исламского мира. В то время как развитие отдельно взятой страны им не столь интересно.

Правда, насколько действенной окажется коалиция — пока неясно.

— Как показали события на Тахрире, военные хорошо справляются со сравнительно небольшими волнениями. Поэтому если салафитам удастся устроить новую революцию, войска могут и не справиться, — считает Гумер Исаев.

В любом случае отмена ЧП, пусть и частичная, — хороший знак для иностранных инвесторов и туристов. Стабильность и умеренный режим способны привлечь зарубежные деньги в экономику, в которых она так нуждается.

Комментарии
Прямой эфир