Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио заявил о лучшем понимании позиции РФ после переговоров по Украине
Мир
Бессент раскритиковал политику Всемирного банка по отношению к Китаю
Мир
В Венгрии завершена реставрация мемориала павшим воинам Дебреценской операции
Мир
Белорусские пограничники обнаружили избитого беженца возле границы с Литвой
Мир
На памятник членам УПА в Польше добавили напоминание о геноциде
Общество
Количество поездок российских туристов на Мадагаскар выросло в последние годы
Политика
Политолог назвала торгом заявления США о возможном выходе из переговоров по Украине
Общество
В Екатеринбурге возбудили уголовное дело после массового отравления детей в школе
Мир
Депутат бундестага назвал роль СССР в окончании ВОВ ключевой
Мир
Спикер парламента Турции призвал граждан подготовиться к новому землетрясению
Мир
Иран начал укреплять подземные ядерные объекты на фоне переговоров с США
Общество
Огонь Победы отправился из Москвы в 12 городов России в преддверии 9 Мая
Мир
Хуситы заявили об ударах по целям в израильских Тель-Авиве и Хайфе
Страна
Мужчина погиб в ДТП с грузовиком в Иркутской области
Мир
Посол РФ в Австрии подчеркнул необходимость для ЕС восстановить связи с Россией
Происшествия
Восемь детей госпитализированы после ДТП с автобусом в Севастополе
Общество
Взорвавшего страйкбольную пиротехнику в гостинице «Восток» в Москве арестовали

Египет прощается с чрезвычайным положением

Идя на уступки, военные показали готовность объединиться с «Братьями-мусульманами» против радикальных исламистов
0
Египет прощается с чрезвычайным положением
Фото: REUTERS
Выделить главное
Вкл
Выкл

Власти Египта с 25 января отменяют режим чрезвычайного положения, действовавший в стране почти 30 лет. Главная цель такого решения — создание коалиции с получившими большинство в парламенте умеренными «Братьями-мусульманами», чтобы противостоять радикальным салафитам, стремящимся превратить Египет в часть наднационального исламского объединения.

Военные в нынешнем Египте теряют власть. Если экс-президенту Хосни Мубараку перманентное чрезвычайное положение помогало строить «управляемую демократию», то для новых властей полномочия войсковых командиров становятся просто опасными.

— Отмена чрезвычайного положения — это реверанс в сторону новых политических сил, — говорит руководитель Санкт-Петербургского центра изучения Ближнего Востока Гумер Исаев. — Причем военные не теряют от этого ничего. Чрезвычайное положение — устаревшая норма. Оно, например, не помогло Мубараку.

Напомним, ЧП позволяло властям страны запретить любую политическую организацию. Каждого гражданина можно было задержать по подозрению в терроризме. Тотальная цензура очень сильно затрудняла ведение недовольными пропаганды. А главное — на улицы безо всяких парламентских согласований можно было вывести армию.

— Сейчас военным надо создавать коалицию с исламистами, чтобы удержаться у власти, — поясняет старший преподаватель РГГУ Сергей Серегичев. — А исламистам не нравится, что военные могут в любой момент запретить их партию.

По этой причине отмена ЧП может стать хорошим шагом на пути объединения военных и «Братьев-мусульман».

— Для исламистов важно, что чрезвычайное положение отменено, пусть и частично, — говорит Сергей Серегичев. — С помощью такой уступки исламисты «сохраняют лицо». Они обещали избирателям, что ЧП отменят — и пожалуйста.

Это создает предпосылки для дальнейшего укрепления связей «Братьев-мусульман» и военных. Главным их противником становятся в таком случае салафиты, то есть радикальные мусульмане. Пока что радикалы, поддерживаемые Катаром и другими странами Персидского залива, заставляют умеренных «Братьев» делать шаги в сторону ужесточения мусульманских правил. Но самим «Братьям» это не надо, они изначально были сторонниками мягких и постепенных действий.

Таким образом, отмена ЧП поможет умеренным исламистам и военным создать коалицию, от чего выиграют обе стороны.

— Режим ЧП отменен не полностью, он продолжает действовать в отношении так называемой бальтагии, то есть нарушения общественного порядка и конституционных норм, — рассказал Сергей Серегичев. — Но под эти категории можно подвести что угодно. Таким образом, у военных остается инструмент на случай новых выступлений против режима. А «Братья-мусульмане» получают поддержку военных. Ведь без нее салафиты легко смогут выжать их из власти.

Эту коалицию может поддержать и Америка: Вашингтону тоже удобнее делать ставку на «Братьев-мусульман», нежели на салафитов. Во-первых, «Братья» уже вписались в политику, а во-вторых, они говорят о введении исламских норм справедливости и порядка, а не о исламском режиме как таковом.

— С приходом военно-исламистской коалиции к власти общий курс страны останется прежним — это капитализм, развитие туризма и так далее, — говорит Сергей Серегичев.

А вот для салафитов, стремящихся создать единую мусульманскую умму по всему миру, важно включить Египет в общую систему исламского мира. В то время как развитие отдельно взятой страны им не столь интересно.

Правда, насколько действенной окажется коалиция — пока неясно.

— Как показали события на Тахрире, военные хорошо справляются со сравнительно небольшими волнениями. Поэтому если салафитам удастся устроить новую революцию, войска могут и не справиться, — считает Гумер Исаев.

В любом случае отмена ЧП, пусть и частичная, — хороший знак для иностранных инвесторов и туристов. Стабильность и умеренный режим способны привлечь зарубежные деньги в экономику, в которых она так нуждается.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением