Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
На ПМЭФ приедут исполнители хита «Bamboleo» Gipsy Kings
Общество
В России намерены ввести уголовную ответственность за дипфейки
Мир
Минюст Украины сообщил о создании штурмовых отрядов из мобилизуемых преступников
Мир
ВКС РФ нанесли удар по месту базирования диверсионной группы боевиков в Сирии
Мир
Нетаньяху назвал удар Израиля по Рафаху трагической ошибкой
Общество
Певица Алсу подала на развод с мужем после 18 лет брака
Мир
РФ и Узбекистан подготовили пакет соглашений более чем на $5 млрд
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Мир
Суд в Турции оправдал подозреваемого в убийстве россиянки сирийца
Мир
Макрон заявил об отсутствии войны с Россией
Мир
Боррель осудил удары Израиля по Рафаху
Мир
Хуситы сообщили об атаке на два американских эсминца в Красном море
Мир
Протестующие в Армении снова требуют отставки премьер-министра Пашиняна. Что это означает
Мир
Лавров ответил на слова президента Эстонии о намерении поставить РФ на колени
Мир
ЕС не смог утвердить решение о покупке оружия Киеву за счет прибыли от активов РФ
Мир
Главком ВСУ утвердил пребывание французских военных инструкторов на Украине
Мир
Spiegel сообщил об отказе Германии от возврата обязательного воинского призыва

Путешествие экспрессиониста Эмиля Нольде началось с России

На пути в Новую Гвинею художник вдохновился красотами Москвы
0
Путешествие экспрессиониста Эмиля Нольде началось с России
Emil Nolde Tingel-Tangel II, 1907 (1915) Tusche, Pinsel, dreifarbig (Dunkelblau, Rot, Violett), hellbraunes Umdruckpapier 32,5x48,5 cm. Источник: museumdermoderne.at
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В зальцбургском Музее модерна открылась выставка работ Эмиля Нольде.

Как и положено великому художнику, Эмиль Нольде (1867–1956) обладал сложным, если не сказать, невыносимым характером. Он постоянно вступал в борьбу, пытался совместить несовместимое и питал склонность к иллюзиям, от которых сегодня может бросить в холодный пот.

В сухом остатке, как у всех великих, только главное: равных Нольде по таланту экспрессионистов можно пересчитать по пальцам. Но биографию лучше не забывать. Она отражает то, что принято считать «духом времени», — набор надежд и потерь.

Выставка «Человек. Природа. Миф» в зальцбургском Музее модерна посвящена ранней графике Нольде. Она происходит из коллекции берлинского Графического кабинета, обладающего одной из лучших подборок его акварелей и литографий (представительнее, пожалуй, лишь собрание дома-музея художника в Зеебюле на севере Германии, где Нольде прожил долгие годы).

Нольде выделял берлинский музей среди своих собирателей, хотя поначалу приобретать его работы отказывались и здесь. Вообще экспрессионисты — с их ломаными линиями и непривычным сочетанием цветов — у современников вызывали раздражение. Не были исключением и коллеги: в 1910 году берлинский «Сецессион» отказался выставлять у себя более 80 работ 27 художников, в том числе всех членов группы «Мост». Нольде инициировал небывалый скандал в прессе, покинул в знак протеста «Сецессион» — но со своего поста ушел и его противник, президент «Сецессиона» Макс Либерман.

Главными сюжетами полотен Нольде той поры были библейские темы, а также портреты пророков и святых. Но после путешествия в Полинезию он полюбил рисовать дикарок, преисполненных той неукротимой энергии, что так манит европейцев. Как и весь европейский авангард, начиная с Модильяни, Пикассо и Матисса, Нольде увлекся первобытными культурами. В начале ХХ века отчетами о путешествиях и книгами по этнографии не зачитывался только ленивый.

Мода на экзотику изменила мир натюрмортов: здесь появились новые предметы вроде африканских масок и необычных расцветок тканей. В отличие от коллег, Нольде сам совершил заморское путешествие. В 1913 году он вместе с женой отправился к Южным морям. Почти годовая поездка проходила в рамках медико-демографической экспедиции, организованной Германией и Новой Гвинеей (в ту пору немцы владели островом на паях с голландцами и англичанами; все свои колонии они потеряли после Первой мировой войны).

Чтобы добраться до Полинезии, супруги поехали в Москву, оттуда на транссибирском экспрессе — в Китай, Корею и Японию (сделанным Нольде в России работам недавно посвятили специальную выставку в Германии). Художественные результаты поездки — из числа самых ярких в Зальцбурге, идет ли речь о меланезийцах или пейзажах. Чтобы лучше понять мир Нольде, на выставке показывают гвинейские маски и украшения из музея этнографии Берлина.

Интерес к далеким культурам не помешал художнику быть отъявленным националистом. Он родился на территории, принадлежавшей Дании, а затем отошедшей к Германии. Нольде симпатизировал национал-социализму и стал при этом одной из главных жертв пропагандистского шоу нацистов — путешествовавшей по стране выставки «Дегенеративное искусство». В рамках борьбы с «упадничеством» из немецких музеев изъяли больше тысячи его работ. Некоторые продали за границу, многие просто уничтожены.

Как «неправильному художнику» в 1941 году Нольде вместе с другими отщепенцами официально запретили рисовать и выставляться. Не спасли даже личные обращения к Геббельсу, в которых он допустил ряд явных этических промахов, из-за чего сильно подпортилась его репутация. Но работать он не перестал и в годы войны, перейдя, правда, исключительно на акварели и называя их «ненарисованными картинами».

Сегодня Нольде — признанный классик. Недавно филиал его дома-музея в Зеебюле открылся в самом центре Берлина, ретроспективы проходят по всей Европе. В Гамбурге, например, только что открылась выставка «Эмиль Нольде: куклы, маски, идолы». Дожив до глубокой старости, Нольде успел познать позднюю славу, в 1950 году он даже получил приз Венецианской биеннале за графику. Наверняка за раннюю, лучшую в его наследии.

Выставка продлится до 6 февраля.

Комментарии
Прямой эфир