Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Главком ВМФ РФ прибыл в Китай на симпозиум ВМС стран западной части Тихого океана
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
Военкор RT рассказал об идее создания Ереминым мурала в аэропорту Донецка
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Уровень воды в реке Ишим достиг 997 см и побил рекорд семилетней давности

24 часа из жизни Филипповых

Фотографии быта российских дворян и советских рабочих обогатили собрание Московского дома фотографии
0
24 часа из жизни Филипповых
А.И. Филиппова отдыхает в гамаке в Центральном парке культуры и отдыха. Фотография предоставлена Московским домом фотографии
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский дом фотографии, ныне называемый Мультимедиа Арт Музей, показывает выставку новых поступлений. Здесь представлено более 150 экспонатов, дополнивших коллекцию за последний год.

Среди них — созданное в последние годы, в том числе видеоработы Дмитрия Булыгина и новаторские с точки зрения общения со зрителями произведения группы «Электробутик» (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин). Но большая часть выставленного — старинные фотографии.

Значительная часть экспозиции на Остоженке посвящена одному из важнейших приобретений последних лет — собранию из полутора сотен стеклянных пластин, запечатлевших жизнь дворянских семей накануне революции. Их автор ялтинец Петр Веденисов (1866–1937) использовал в работе запатентованный братьями Люмьер метод автохромной съемки, позволявшей еще в начале века создавать цветные снимки. Съемка осуществлялась трижды через цветные фильтры, качество результата впечатляет и сегодня.

Особый интерес вызывает хрестоматийная для истории советской фотожурналистики серия «24 часа из жизни Филипповых». Считающиеся сегодня классиками соцреализма Аркадий Шайхет, Макс Альперт и Соломон Тулес в течение суток снимали жизнь семьи рабочего завода «Красный пролетарий» Филиппова — на работе, дома, в магазине, на фабрике-кухне. Получился образцовый пример пропаганды — художественно яркий и в то же время идеологически выдержанный.

В 1930-е годы агентство «Фотосоюз» печатало эту серию в разных газетах и журналах, в том числе зарубежных, самая полная из опубликованных в периодике версий насчитывала 53 снимка. Идеологическую функцию выполняли не только изображения, но и развернутые подписи — например, такие:

«Филиппов Н.Ф. с сыном Костей выходит с покупками из заводского кооператива. Вчера ходили в тот же ЗРК (т.е. заводской рабочий кооператив. — Ред.) реализовать выданный ордер на готовое платье, купили Косте за 44 рубля костюм. Благодаря приличному заработку семьи (свыше 500 рублей в месяц) и налаженному снабжению на жизнь вполне хватает. У троих есть сбережения на книжке. Сравнительно большая затрата на квартиру, свет и газ — до 45 рублей в месяц — легко одолевается, ведь это меньше 10 процентов бюджета. До 700 рублей семья вложила в государственные займы».

А в подписи к другому снимку сообщается, что пенсия Филиппова — 52 рубля и она не зависит от среднего заработка, ранее составлявшего 130–140 рублей, а на момент фоторепортажа достигающего 180 рублей. То есть одинокий пенсионер мог оплачивать расходы на жилье, лишь отказавшись от любых других трат.

Как эти печатавшиеся рядом цифры не смущали ни редакторов, ни читателей, понять решительно невозможно. Но дело, в конце концов, не в них, а в «картинке» — именно она и тогда, и сейчас определяла массовое сознание.

Выставка продлится до 29 января.

Комментарии
Прямой эфир