Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В офисе Зеленского рассказали о призывах Европы к переговорам с РФ
Политика
Путин поздравил Лукашенко с успешным проведением единого дня голосования
Мир
В Польше сообщили о планах фермеров возобновить блокаду границы с Украиной
Общество
Пушилин допустил возможность восстановления Авдеевки
Мир
В ICAN призвали США вывести ядерное оружие из Европы
Экономика
Силуанов предупредил о симметричном ответе в случае изъятия российских активов
Армия
Начальник Генштаба ВС РФ наградил бойцов 58-й общевойсковой армии ЮВО
Экономика
ФНС усилит контроль за крупными должниками
Туризм
Каждый десятый россиянин назвал ретрит возможностью для путешествия
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и около нуля градусов в Москве 26 февраля
Экономика
Бизнес из РФ открыл 11 тыс. филиалов в дружественных странах
Общество
Боксеру Кевину Джонсону подарили квартиру в Самаре
Здоровье
Диетолог посоветовала худеющим есть не более 25 г темного шоколада в день
Наука и техника
«Союз-2.1б» со спутником «Метеор-М» привезли на космодром Восточный
Мир
В Будапеште оппозиция вышла на митинг с требованием прямых выборов президента

24 часа из жизни Филипповых

Фотографии быта российских дворян и советских рабочих обогатили собрание Московского дома фотографии
0
24 часа из жизни Филипповых
А.И. Филиппова отдыхает в гамаке в Центральном парке культуры и отдыха. Фотография предоставлена Московским домом фотографии
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский дом фотографии, ныне называемый Мультимедиа Арт Музей, показывает выставку новых поступлений. Здесь представлено более 150 экспонатов, дополнивших коллекцию за последний год.

Среди них — созданное в последние годы, в том числе видеоработы Дмитрия Булыгина и новаторские с точки зрения общения со зрителями произведения группы «Электробутик» (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин). Но большая часть выставленного — старинные фотографии.

Значительная часть экспозиции на Остоженке посвящена одному из важнейших приобретений последних лет — собранию из полутора сотен стеклянных пластин, запечатлевших жизнь дворянских семей накануне революции. Их автор ялтинец Петр Веденисов (1866–1937) использовал в работе запатентованный братьями Люмьер метод автохромной съемки, позволявшей еще в начале века создавать цветные снимки. Съемка осуществлялась трижды через цветные фильтры, качество результата впечатляет и сегодня.

Особый интерес вызывает хрестоматийная для истории советской фотожурналистики серия «24 часа из жизни Филипповых». Считающиеся сегодня классиками соцреализма Аркадий Шайхет, Макс Альперт и Соломон Тулес в течение суток снимали жизнь семьи рабочего завода «Красный пролетарий» Филиппова — на работе, дома, в магазине, на фабрике-кухне. Получился образцовый пример пропаганды — художественно яркий и в то же время идеологически выдержанный.

В 1930-е годы агентство «Фотосоюз» печатало эту серию в разных газетах и журналах, в том числе зарубежных, самая полная из опубликованных в периодике версий насчитывала 53 снимка. Идеологическую функцию выполняли не только изображения, но и развернутые подписи — например, такие:

«Филиппов Н.Ф. с сыном Костей выходит с покупками из заводского кооператива. Вчера ходили в тот же ЗРК (т.е. заводской рабочий кооператив. — Ред.) реализовать выданный ордер на готовое платье, купили Косте за 44 рубля костюм. Благодаря приличному заработку семьи (свыше 500 рублей в месяц) и налаженному снабжению на жизнь вполне хватает. У троих есть сбережения на книжке. Сравнительно большая затрата на квартиру, свет и газ — до 45 рублей в месяц — легко одолевается, ведь это меньше 10 процентов бюджета. До 700 рублей семья вложила в государственные займы».

А в подписи к другому снимку сообщается, что пенсия Филиппова — 52 рубля и она не зависит от среднего заработка, ранее составлявшего 130–140 рублей, а на момент фоторепортажа достигающего 180 рублей. То есть одинокий пенсионер мог оплачивать расходы на жилье, лишь отказавшись от любых других трат.

Как эти печатавшиеся рядом цифры не смущали ни редакторов, ни читателей, понять решительно невозможно. Но дело, в конце концов, не в них, а в «картинке» — именно она и тогда, и сейчас определяла массовое сознание.

Выставка продлится до 29 января.

Комментарии
Прямой эфир