Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Общество
Из-за прорыва дамбы в Челябинской области эвакуировали 163 человека
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Мир
В США подростка приговорили к тюремному заключению за стрельбу после Супербоула
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Отделение младшего сержанта Лотвинова отразило налет группы дронов ВСУ
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Мир
Олимпийский флаг на церемонии открытия Игр в Париже повесили в перевернутом виде
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Боткины: искусство на грани криминала

Выставка в Русском музее подтверждает, что создатели великих коллекций могут не дружить с законом
0
Боткины: искусство на грани криминала
Левитан И.И. Сад в снегу. 1880-е. Картон тонкий мелованный, гуашь, графитный карандаш, процарапывание. 29,2х35,1 (фрагмент)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Русском музее открылась выставка коллекций Боткиных. Показывают 150 рисунков из 1,3 тыс. листов графики, переданных в 1917 году вдовой Сергея Боткина (1859–1910) на временное хранение в Русский музей и позднее фактически конфискованных государством. Еще 130 экспонатов, в том числе итальянские эскизы Александра Иванова и предметы декоративно-прикладного искусства происходят из собрания его дяди Михаила Боткина (1839–1914).

«С.С. Боткин был у меня перед отъездом моим в деревню и очень просил оставить некоторые рисунки за ним, и по возвращении их из заграницы это возможно будет устроить», — фраза из письма Сергея Дягилева художнику Малютину напоминает о страстях, которые пожирают коллекционера.

Перед отъездом на дачу Боткин специально заезжает к редактору «Мира искусства», чтобы зарезервировать понравившуюся ему работу. Два месяца спустя Малютин получает от Дягилева письмо c напоминанием о боткинском интересе к эскизам к «Руслану и Людмиле».

На нынешней же выставке в Русском музее, посвященной собранию Боткиных, работ Малютина нет, зато есть Репин и Сомов, Поленовы и Верещагин, Якунчикова и Щедрин. В здании на канале Грибоедова можно увидеть эскиз-вариант «Распятия» Ге, пейзажи Левитана, наброски Перова, этюд Сурикова к «Боярыне Морозовой», а также работы не столь известных авторов. Многое выставляется впервые.

Апофеоз выставки — серовский портрет Анны Павловой в «Сильфидах», ставший плакатом-символом «Русских сезонов». Вкуса Боткину было не занимать: сын великого врача и сам выдающийся врач, зять Павла Третьякова, он дружил с мирискусниками, чьи встречи часто проходили у него дома, давал работы из своей коллекции на их выставки, а некоторые готовил сам.

Самые ранние произведения из показываемых на канале Грибоедова — пряжка эпохи гуннов (конец IV – V век н.э.), перстень эпохи Меровингов (VI–VII века), скандинавская фибула Х века (застежка-украшение для одежды). Но основу коллекции составили православные древности, причем не только российские. На выставке представлены, в частности, византийские и древнегрузинские перегородчатые эмали.

Судя по всему, интерес к ним Боткина породил на петербургском рынке множество фальшивок. К их производству оказался причастен фотограф и реставратор Сабин-Гус, еще в 1880-е тихо грабивший грузинские монастыри, а также мастера фирмы Фаберже.

Фальшивки, имитирующие старую технику перегородчатой эмали, осели в собраниях не только Боткина, но и других коллекционеров, в том числе американских. Так что подлинность многих произведений древнегрузинской эмали — например, тех, что достались Метрополитен-музею, Лувру и Музею Клюни, — требует сегодня проверки.

Криминальный след есть и у многих предметов, прежде находившихся в церковной либо государственной собственности. Так, на выставке показывают серебряную перечницу 1605–1619 годов, принадлежавшую митрополиту Филарету, отцу царя Михаила Федоровича. До попадания к Михаилу Боткину она хранилась в церквах Московского Кремля.

Еще два экспоната — хорос (церковный светильник) и нагрудный образок с изображениями Богоматери Оранты и святителя Николая — происходят из Никитской церкви в Новгороде, где Боткин бывал как эксперт по реставрации Софийского собора (сам он утверждал, что приобретал предметы в церквях по всей Европе).

Как член императорской археологической комиссии, Боткин оценивал старинные вещи перед покупкой их Эрмитажем. Порой он занижал сумму, потенциальный покупатель отказывался дешевить, и тут же Боткин покупал вещь дороже — как частное лицо. Когда его ловили на этом, он уступал приобретенное государству.

В каталоге рассказано, как в СССР потихоньку разворовывали коллекцию Боткина. В 1930-е годы предметы выдавали на выставки, откуда они уже не возвращались. Среди адресов выдачи значится и трест цветных металлов. Неудивительно, что двухтомный каталог-резоне, над которым долго работала вдова Сергея Боткина, не был напечатан ни при ее жизни, ни после ее кончины.

Жестом запоздалого извинения выглядит эта хорошо сделанная выставка. К содержательному каталогу прилагается DVD-ROM — бонус, довольно редкий в издательской практике российских музеев.

Выставка в Русском музее продлится до 12 марта.

Комментарии
Прямой эфир