Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Боткины: искусство на грани криминала

Выставка в Русском музее подтверждает, что создатели великих коллекций могут не дружить с законом
0
Боткины: искусство на грани криминала
Левитан И.И. Сад в снегу. 1880-е. Картон тонкий мелованный, гуашь, графитный карандаш, процарапывание. 29,2х35,1 (фрагмент)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Русском музее открылась выставка коллекций Боткиных. Показывают 150 рисунков из 1,3 тыс. листов графики, переданных в 1917 году вдовой Сергея Боткина (1859–1910) на временное хранение в Русский музей и позднее фактически конфискованных государством. Еще 130 экспонатов, в том числе итальянские эскизы Александра Иванова и предметы декоративно-прикладного искусства происходят из собрания его дяди Михаила Боткина (1839–1914).

«С.С. Боткин был у меня перед отъездом моим в деревню и очень просил оставить некоторые рисунки за ним, и по возвращении их из заграницы это возможно будет устроить», — фраза из письма Сергея Дягилева художнику Малютину напоминает о страстях, которые пожирают коллекционера.

Перед отъездом на дачу Боткин специально заезжает к редактору «Мира искусства», чтобы зарезервировать понравившуюся ему работу. Два месяца спустя Малютин получает от Дягилева письмо c напоминанием о боткинском интересе к эскизам к «Руслану и Людмиле».

На нынешней же выставке в Русском музее, посвященной собранию Боткиных, работ Малютина нет, зато есть Репин и Сомов, Поленовы и Верещагин, Якунчикова и Щедрин. В здании на канале Грибоедова можно увидеть эскиз-вариант «Распятия» Ге, пейзажи Левитана, наброски Перова, этюд Сурикова к «Боярыне Морозовой», а также работы не столь известных авторов. Многое выставляется впервые.

Апофеоз выставки — серовский портрет Анны Павловой в «Сильфидах», ставший плакатом-символом «Русских сезонов». Вкуса Боткину было не занимать: сын великого врача и сам выдающийся врач, зять Павла Третьякова, он дружил с мирискусниками, чьи встречи часто проходили у него дома, давал работы из своей коллекции на их выставки, а некоторые готовил сам.

Самые ранние произведения из показываемых на канале Грибоедова — пряжка эпохи гуннов (конец IV – V век н.э.), перстень эпохи Меровингов (VI–VII века), скандинавская фибула Х века (застежка-украшение для одежды). Но основу коллекции составили православные древности, причем не только российские. На выставке представлены, в частности, византийские и древнегрузинские перегородчатые эмали.

Судя по всему, интерес к ним Боткина породил на петербургском рынке множество фальшивок. К их производству оказался причастен фотограф и реставратор Сабин-Гус, еще в 1880-е тихо грабивший грузинские монастыри, а также мастера фирмы Фаберже.

Фальшивки, имитирующие старую технику перегородчатой эмали, осели в собраниях не только Боткина, но и других коллекционеров, в том числе американских. Так что подлинность многих произведений древнегрузинской эмали — например, тех, что достались Метрополитен-музею, Лувру и Музею Клюни, — требует сегодня проверки.

Криминальный след есть и у многих предметов, прежде находившихся в церковной либо государственной собственности. Так, на выставке показывают серебряную перечницу 1605–1619 годов, принадлежавшую митрополиту Филарету, отцу царя Михаила Федоровича. До попадания к Михаилу Боткину она хранилась в церквах Московского Кремля.

Еще два экспоната — хорос (церковный светильник) и нагрудный образок с изображениями Богоматери Оранты и святителя Николая — происходят из Никитской церкви в Новгороде, где Боткин бывал как эксперт по реставрации Софийского собора (сам он утверждал, что приобретал предметы в церквях по всей Европе).

Как член императорской археологической комиссии, Боткин оценивал старинные вещи перед покупкой их Эрмитажем. Порой он занижал сумму, потенциальный покупатель отказывался дешевить, и тут же Боткин покупал вещь дороже — как частное лицо. Когда его ловили на этом, он уступал приобретенное государству.

В каталоге рассказано, как в СССР потихоньку разворовывали коллекцию Боткина. В 1930-е годы предметы выдавали на выставки, откуда они уже не возвращались. Среди адресов выдачи значится и трест цветных металлов. Неудивительно, что двухтомный каталог-резоне, над которым долго работала вдова Сергея Боткина, не был напечатан ни при ее жизни, ни после ее кончины.

Жестом запоздалого извинения выглядит эта хорошо сделанная выставка. К содержательному каталогу прилагается DVD-ROM — бонус, довольно редкий в издательской практике российских музеев.

Выставка в Русском музее продлится до 12 марта.

Комментарии
Прямой эфир