Банкирам добавят групповой ответственности
Законопроект о консолидированном надзоре будет доработан в весеннюю сессию Госдумы, рассказал «Известиям» зампред Банка России Алексей Симановский. Кроме уже принятых в первом чтении норм о раскрытии информации банковскими группами и холдингами, ЦБ планирует ко второму чтению дополнить закон рядом положений, которые предоставят ему новые возможности по надзору.
— В первом полугодии этого года будет проходить работа над поправками ко второму чтению, это будет очень интенсивно и очень коротко, — говорит Симановский, — мы воспринимаем это как необходимость, нынешний закон не позволяет получить банку России те полномочия, которые с точки зрения международной практики должны быть у органа надзора.
Во-первых, предполагается, что законопроект предоставит представителям надзорных органов право на мотивированное суждение. По словам Симановского, оно даст возможность ЦБ давать заключения об уровне рисков кредитной организации, ее активах, сделках и операциях более оперативно, без тщательного и долгого исследования хозяйственной деятельности.
Еще одно новшество, которое может появится в финальной версии законопроекта — обязанность банков самим доказывать реальность своих активов.
«Незаурядными умами банковской сферы придумано множество виртуозных схем по выстраиванию виртуальных денежных потоков и камуфлированию уровня рисков», — иронизирует руководитель главной инспекции кредитных организации ЦБ РФ Владимир Сафронов. Сейчас Банк России тратит много времени и сил для выявления «схемных» операций, в ходе которых собственники банков под видом дорогостоящего имущества вводят в уставный капитал дутые активы. При этом инспекторы ЦБ зачастую не могут применить санкции к кредитной организации: при выявлении «схемной операции» менеджмент банка в один день выполняет предписание ЦБ, но при этом заменяя одни плохие активы на другие.
Вслед за ужесточением банковского законодательства может быть ужесточено и уголовное. Банк России намерен добиваться введения дополнительной ответственности за фальсификацию банковской отчетности.
«Я считаю целесообразным вернуться к вопросу о введении уголовной ответственности за фальсификацию отчетности», — говорит директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов. Существующей статьи о мошенничестве для привлечения к ответственности банкиров, по словам Сухова, не хватает для наведения порядка. «Мошенничество — это некоторое действие, если в банке совершено мошенничество, то оно либо показано в форме потерь, либо на месте выведенных активов стоят другие несуществующие активы», — говорит он.
Свои предложения по совершенствованию надзорного законодательства есть и у депутатов.
«Идеи Центробанка о мотивированном суждении и другие — вполне здравые, однако также необходимо параллельно ввести «зеркальную» ответственность чиновника ЦБ, если его суждение оказалось ошибочным и принесло ущерб банку», — говорит зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Это может быть штраф, компенсация убытков, отстранение чиновника от должности. Первое заседание рабочей группы по подготовке поправок в банковское законодательство намечено на начало февраля.