Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Авторынок слег с плохим прогнозом на год

Продажи в лучшем случае могут вырасти на 4%, в худшем — упасть на 8%
0
Авторынок слег с плохим прогнозом на год
Фото: РИА НОВОСТИ/Михаил Мордасов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Впечатляющий рост на 40% остался в прошедшем году. В этом же автокомпании и дилеров, ждет, как минимум, резкое торможение роста. Хуже всего придется отечественным автомобильным маркам, прогнозирует консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers. Зато потребители в этой ситуации могут рассчитывать на скидки и увеличение числа акций и распродаж в автосалонах, предсказывают эксперты.

Российский авторынок словно соткан из сплошных противоречий. Так, за последние 20 лет он изменился до неузнаваемости, отмечают западные эксперты. В голову невольно приходят примеры гастронома времен гайдаровского правительства и нынешний гипермаркет. В 1992 году примерно 80% продаваемых в стране легковых машин приходилось на отечественные бренды вроде «Жигулей», «Волг» и «уазиков». Остальное — на подержанные иномарки, которые как раз тогда хлынули в страну рекой. В 2011 году «свои» занимали лишь четверть, подержанные иномарки — примерно 13%, остальное делят новые иномарки местные и импортные, отмечается в отчете PricewaterhouseCoopers.

С одной стороны, российский рынок теперь второй по размерам в Европе и с продажами в прошлому году 2,5 млн легковушек (без учета легкого коммерческого транспорта вроде «Газелей») уступает только немецкому. С другой — на фоне других стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) российский автопром смотрится слабее всех — даже Бразилия собирает на 1,2 млн автомобилей больше (всего 2,9 млн легковых машин в 2011 году), чем мы.

В этом году, по прогнозу, все будет еще сложнее. Во-первых, закончились программы субсидирования государством процентной ставки по автокредитам и утилизации. Обе позволяли получить существенную скидку в цене машины. Во-вторых, Россия вступила в ВТО и с лета импортная пошлина на новые легковушки будет снижена с 30 до 25%, на подержанные в возрасте от 3 до 7 лет — с 35 до 25% (плюс специфические ставки и сборы). То есть конкуренция со стороны импорта вырастет. В-третьих, не стоит забывать о нестабильности в мировой экономике.

Так что на 2012 год партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут благоразумно подготовил два прогноза.

В лучшем случае рынок может вырасти на 4% (по сравнению с 40% в 2011 году) и достигнет 2,6 млн легковушек. В этом случае сборка иномарок в стране поднимется на 11%, до 1,2 млн, импорт — на 7%, до 900 тыс., а выпуск российских марок упадет на 11%, до 550 тыс.

Если реализуется пессимистичный прогноз, то общие продажи упадут на 8%, до 2,3 млн легковых автомобилей. Выпуск иномарок в России при этом не изменится (1,05 млн), а их импорт упадет на 5% (800 тыс.). Но хуже всего придется отечественным брендам. Их выпуск в этом случае может упасть на все 27%, до 450 тыс.

— В текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост, но при этом должны быть готовы быстро отреагировать на возможные изменения, — заявил Стенли Рут. — Российский рынок продолжает оставаться неустойчивым и труднопредсказуемым в краткосрочной перспективе.

Впрочем, в 2013 году и дальше российскому автопрому ничего страшного не грозит. Уже в 2018 году выпуск на российских заводах должен почти удвоится и составить 3 млн легковушек. Общие продажи в стране тоже будут плавно расти, постепенно замедляясь, пока не достигнут в 2025-м 4 млн легковушек ежегодно. К этому моменту уровень дохода на душу населения достигнет в нынешних ценах более 750 тыс. рублей в год, а число автомобилей — 400 шт. на 1 тыс. жителей (сейчас меньше 250 авто на 1 тыс. жителей).

Впрочем, те, кто хочет купить автомобиль, мрачному прогнозу PricewaterhouseCoopers могут только радоваться, полагают эксперты.

— Если прогноз сбудется, то рынок быстро превратится из рынка продавца в рынок потребителя. Очереди в автосалонах исчезнут, начнутся сплошные скидки, распродажи и спецпредложения, — говорит генеральный директор интернет-портала «Автодилер.Ру» Олег Дацкив. — Покупать сейчас или подождать несколько месяцев? Трудно сказать. Ведь прогноз может и не сбыться или сбыться далеко не сразу. Не забывайте, что в таком случае кредит на покупку машины будет получить сложнее. Так что покупать с высокой вероятностью придется за наличные.

Комментарии
Прямой эфир