Лидер оппозиции согласилась возглавить МИД Мьянмы
Лидер оппозиционной «Национальной лиги за демократию» Мьянмы (НЛД), лауреат Нобелевской премии мира за 1991 год Аун Сан Су Чжи заявила, что примет предложение войти в правительство этой страны, известной до 1989 года как Бирма. Согласие, по словам Су Чжи, «будет зависеть от того, какой конкретно пост ей предложат».
Источники в гражданском правительстве Тейн Сейна, принявшего в марте минувшего года власть у военных, подтверждают, что лидеру оппозиции будет предложен вполне конкретный пост — министра иностранных дел Мьянмы. Если назначение произойдет, в Мьянме сложится парадоксальная ситуация: Аун Сан Су Чжи будет представлять на международной арене правительство соратников генералиссимуса Тан Шве, по приказу которого с 1989 по 2010 год она сама находилась под домашним арестом.
Руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии при Институте востоковедения РАН Дмитрий Мосяков подчеркивает, что со стороны лидера мьянманской оппозиции речь ни в коем случае не идет о сдаче политических позиций.
— И сама Су Чжи, и генералы из бывшего Государственного совета мира и развития являются прежде всего убежденными бирманскими националистами, — напомнил Мосяков «Известиям». — И правительство, и оппозиция сумели наступить на горло собственным амбициям и объединиться перед лицом общей угрозы — потери Мьянмой экономической независимости и превращения страны в протекторат Китая.
Китайское влияние в Мьянме резко усилилось за годы правления хунты Тан Шве, когда страна была причислена США к «оси зла» и, как следствие, отрезана от всех западных кредитов. Этим активно пользовались в Пекине, постепенно превращая Мьянму в свой форпост на Андаманском море и страну — транзитера энергоресурсов из Персидского залива через Индийский океан.
В 2009 году на острове Мадей в штате Ракхайн было начато строительство китайского нефтеналивного порта, который должен был стать началом 771-километрового нефтепровода пропускной способностью 12 млн т в год непосредственно к китайской границе. Кроме того, порт Мадей рассматривается в генштабе ВМФ Народно-освободительной армии Китая как база «Флота Южного моря», способного контролировать весь бассейн Индийского океана.
Неуклонная китаизация Мьянмы вызывала настороженность как в Вашингтоне, так и в правительстве страны. Желанием избавиться от навязчивой опеки Пекина в значительной мере была обусловлена демонстративная демократизация, предпринятая властями Мьянмы в 2010–2011 годах. Генералиссимус Тан Шве отошел в тень, Государственный совет мира и развития объявил о самороспуске, были объявлены довыборы в парламент страны, в которых было разрешено участвовать и «Национальной лиге за демократию» Аун Сан Су Чжи.
Впрочем, даже если мьянманская оппозиция пройдет в парламент, решающего голоса она там иметь не будет. В 435-местной нижней палате освобождается всего 45 депутатских кресел: их покидают министры действующего кабинета, избранные по специальной квоте военных. Блокирующее большинство в 259 мандатов в парламенте остается за правящей Партией сплоченности и развития Союза Мьянмы.
Давая согласие на участие в парламентских выборах и на вхождение в правительство, Аун Сан Су Чжи не может не осознавать, что реальной власти она не получит, а вот реальную конфронтацию с Китаем — более чем вероятно.
Заигрывая с центральными властями, в Пекине не забывали поддерживать боевиков-маоистов на севере страны, а также сепаратистов из Северной и Южной армий Шанского государства, действующих на границе Мьянмы и Таиланда. Назначение Су Чжи на пост главы МИДа неизбежно будет воспринято в Китае как недружественный жест с далеко идущими последствиями для двусторонних отношений. Однако, судя по последним событиям, правительство и оппозиция Мьянмы готовы пойти на разрыв с Пекином.