Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Невыносимая легкость креста

В Эрмитаже показывают распятия, собранные в разных областях Европы
0
Невыносимая легкость креста
Фигура распятого Христа. XVI век, Италия, Тоскана. Белый мрамор; роспись. 27,8×28,3 см. Предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Синей спальне Зимнего дворца открыта выставка «Под сенью креста», представляющая сорок алтарных и процессионных крестов и распятий, в том числе кресты-реликварии. Все экспонаты происходят из собрания миланского коллекционера Джованни Ковы Минотти.

Экспозиция отличается широтой охвата — сами кресты датируются VIII–XIX веками, а происходят они из разных областей Европы. Основу составляют, конечно же, итальянские области — Абруццо, Венето, Тоскана, Ломбардия. Но есть и французский Лимож, и испанская Сарагоса. Кресты выполнены из разных материалов — от меди и железа до слоновой кости и серебра.

Самый ранний экспонат, представленный в Эрмитаже, — византийский крест-реликварий VIII века. Он лишен фигурных изображений в отличие от, скажем, итальянского креста XI века, где рядом с распятым Христом изображены скорбящие Дева Мария и евангелист Иоанн. Наверху креста помещен символ Иоанна — орел (изначально он должен был находиться на обратной стороне), внизу — овал со множеством глаз, символизирующих верующих.

Символы евангелистов встречаются и на многих более поздних крестах, не только романского периода. Так, изображение св. Марка сопровождается фигурой льва, а св. Луки — вола.

Часто появляется пеликан — либо один, либо кормящий птенцов собственной кровью — евангельский символ милосердия и жертвенности Христа (сам образ восходит к «Естественной истории» Плиния Старшего, у которого пеликан таким образом спасает своих детенышей, отравленных ядовитым дыханием змеи).

Порой внизу креста помещалась фигура выходящего из могилы Адама. На оборотной стороне часто появлялись изображения местных святых — например, на процессионном кресте XV века, сделанном в Милане, помещены изображения св. Антония Падуанского и св. Бернардино Сиенского, отличием же другого креста оказывается фигура Лазаря из Вифании.

Несмотря на усложняющуюся форму, появление на крестах живописных вставок и использование все более дорогих материалов, мастера пользовались заготовками и обрабатывали их в зависимости от пожеланий заказчиков. Об этом говорит и тот факт, что многие изображения на крестах или добавлялись позже, или перемещались с течением лет с одной стороны на другую.

Например, изображение Вседержителя на кресте из Абурццо XIII века из центра оборотной стороны переместилось на вершину лицевой. Шаблоны использовались не только при создании самих крестов, но и для скульптур — в Эрмитаже показывают фигуру распятого Христа из серебра (XVI век, провинция Комо), рядом — почти идентичная фигура из белого мрамора (Тоскана; автор — возможно, мастер Гульельмо делла Порта).

Среди крестов, использовавшихся во время процессий, интерес вызывает образец XVI века, происходящий из области Лацио. На нем помещен герб ордена камальдолийцев (или камальдулов), чья история восходит к XI веку. Он назван по монастырю Камальдоли около Ареццо. Орден существует до сих пор, хотя и в гораздо меньших масштабах. В России мало кто подозревал о его существовании, пока в Эрмитаж не привезли коллекцию европейских крестов из Милана. 

Выставка продлится до 29 января. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...