Опционы и фьючерсы «подняли» рынок
Во вторник истек срок действия опционов и фьючерсов на нефть. Трейдеры, работающие на рынке производных инструментов, совершали сделки покупки и продажи контрактов по этим инструментам, перетасовывая их с расчетом на следующую дату так называемой экспирации — момента, когда возможны новые сделки с такими контрактами.
Кроме того, поздним вечером понедельника истек срок действия январских опционов на индекс РТС.
Первые экспирации 2012 года прошли по традиционной, даже классической схеме.
Опционами на индекс РТС торговали довольно сдержанно: объемы были небольшими, чуть больше $409 млн (в декабре эта сумма превысила $800 млн). Большая часть позиций плавно перетекла на февраль. Тем не менее всплеск на рынке основных активов экспирация опционов все-таки создала.
— Да, влияние этого события на весь рынок в целом было заметно, — подтверждает аналитик ИК «РУСС-Инвест» Дмитрий Кулешов. — В течение прошедшей недели мы практически стояли на месте, «топтались» в узком диапазоне (1444–1455 пунктов). А вторник открылся уверенным ростом и закончил день в зеленой зоне (+1,44%). Я склонен думать, что котировки намеренно придавливали накануне экспирации, а потом отпустили, освободившись от пут месячных опционных контрактов. Рывок был не столь сильным, как иногда бывает, но он был, несомненно.
По словам Кулешова, это типичная ситуация. Перед исполнением опционов индекс естественным образом притягивается к тем значениям, вокруг которых открыто большое количество позиций.
Кроме того, в трейдерской среде бытует представление о том, что рынком накануне экспираций «рулят кукловоды», крупные игроки, обладающие значительными ресурсами. Они начинают активные действия, позволяющие им закрыть сделки по нужной цене, поджимая или, наоборот, разгоняя значения индексов под желаемую цифру, соответствующую их ставкам. Теоретически, это может произойти только в том случае, если размер ресурсов сопоставим с потенциальной прибылью, в противном же случае манипуляции бессмысленны. Тем более что они не очень-то законны. Однако присутствие на рынке активных «кукловодов» неочевидно и недоказуемо.
Январская экспирация опционов на индекс — промежуточная, главные события на рынке деривативов происходят в середине декабря, марта, июня и сентября. В дни истечения квартальных контрактов, которые совпадают по датам с экспирацией фьючерсов, рынок может демонстрировать невероятные чудеса. Они в меньшей степени характерны для российского рынка, но встречаются и в наших широтах. Практически каждый опционный трейдер может рассказать о том, что видел их собственными глазами.
— Взаимосвязь между движением рынка и исполнением опционов всегда есть, — говорит частный опционный трейдер, главный редактор интернет-ресурса Lowrisk.ru Андрей Крупенич. — Правда, она не всегда очевидна и в принципе недоказуема. В пятницу, 20 января, будет экспирация опционов в США. Думаю, мы увидим там много интересного. Например, выраженную волатильность: в течение дня рынок будет идти в одну сторону, а во второй половине дня резко откатится ниже открытия. Или несколько пунктов по S&P 500 вверх рванут, а потом упадут обратно. Может быть все что угодно. В США с этим серьезно. В этот день многие вообще не торгуют или пытаются закрыть позиции заранее. А крупные игроки манипулируют рынком.
По словам Крупенича, российский рынок в этом смысле спокойнее, хотя и у нас случается, что трейдер, сидя в копеечной позиции, внезапно увеличивает прибыль в тысячи раз на непредсказуемом росте в последние часы перед исполнением опциона. Однако, как говорит трейдер, это характерно для квартальных опционных и фьючерсных экспираций. Январский опцион на индекс РТС, по его мнению, был исполнен чисто, без всяких манипуляций ценами.
С таким мнением согласен и старший специалист департамента производных продуктов ФГ БКС Антон Плясунов.
— Я думаю, существенной манипуляции по опциону на индекс РТС в этот раз не было. Более того, я считаю, что влияние экспираций на движение рынка основных активов преувеличено. В расчетный час перед экспирацией очень хорошо видно рывок, но это происходит именно перед исполнением фьючерсных контрактов. На опционах, особенно промежуточных, этого не видно, — говорит он.
Что касается нефти, то здесь все прошло тихо и гладко. На этом рынке почти никогда не бывает сенсаций: фьючерсные контракты на нефть экспирируются на срочном рынке FORTS в России, а основная торговля нефтью происходит на иностранных рынках — от Нью-Йоркской биржи до Гонконгской. Оказать существенное влияние на цены российские трейдеры не могут. Это хорошо видно на графике котировок Brent: за три дня, с 11 по 13 января, нефть подешевела в общей сложности на 2,2%, потом движение прекратилось, рынок встал и продолжает стоять, несмотря на российские фьючерсы и опционы.