Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ФАС поручено проследить за бензином

В ответ нефтяники могут активизировать его экспорт
0
ФАС поручено проследить за бензином
фото: REUTERS/Bernaadett Szabo
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ситуация для российских нефтяников приближается к патовой — у них скопился такой запас автобензина, которого хватит на полтора месяца. Причем продать его по высоким ценам они, скорее всего, не смогут. Дмитрий Медведев вновь привлек Федеральную антимонопольную службу для контроля за ситуацией на топливном рынке. Однако рассчитывать на то, что бензин на заправках начнет серьезно дешеветь, тоже не стоит — нефтяники, скорее всего, предпочтут поставки на экспорт.

В январе на внутреннем рынке России традиционно низкий спрос на бензин и, соответственно, невысокие цены. С 23 по 29 декабря 2011 года индекс оптовых цен ИАЦ «Кортес» на автобензины снизился на 0,14%. 

Сезон низкого спроса начинается в ноябре, весь конец года большинство нефтяников копило запасы. По данным Минэнерго, по состоянию на 1 декабря прошлого года запасы бензина на российских НПЗ составили 600,6 тыс. т. К 11 января 2012 года запасы снизились до 572,2 тыс. т. Однако cуммарные запасы бензинов на нефтебазах и заводах по состоянию на 11 января 2012 года достигли 1 294,7 тыс. т. Это значительно больше, чем в январе прошлого года, когда они составляли  1111,5 тыс. т, отмечают в Минэнерго.

Сейчас бензина у нефтяников скопилось примерно на полтора месяца потребления,  замечает глава Межрегиональной топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко. Это много — раньше запасов топлива было максимум на 20–30 дней, согласен аналитик «Номос-Банка» Денис Борисов.  

Судя по всему, нефтяники рассчитывали на выгодную реализацию. Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в России выросли с 1 января на 29–32,6%.  Новогодние праздники прошли, самое время повышать цены.

Но в четверг Дмитрий Медведев поручил руководству ФАС обеспечить мониторинг цен на автобензин и другие виды моторного топлива, а при выявлении необоснованного завышения оперативно принимать меры в соответствии с законодательством. Не исключено, что за этим поручением последует четвертая по счету волна антимонопольных дел в нефтяной отрасли.

В 2011 году, вскоре после новогодних праздников, бензин и дизтопливо дорожали и в опте, и в рознице в связи с повышением ставок акцизов с 1 января. На совещании в начале февраля Владимир Путин отметил эту негативную тенденцию, сразу после чего ФАС инициировала «третью волну» антимонопольных дел в отношении нефтяных компаний. В апреле в нескольких регионах возник дефицит бензина, в том числе из-за того, что нефтяникам было выгоднее продавать топливо на экспорт. В мае на высокооктановый бензин была введена фактически запретительная пошлина в 90%, что снизило рентабельность экспорта, и бензин пошел на внутренний рынок.

По итогам трех волн антимонопольных дел нефтяные компании заплатили штрафы на сумму около 20 млрд рублей, которые пополнят казну уже в этом году. 

Но обуздать рост цен на заправках все равно не удалось. Несмотря на жесткий контроль со стороны властей, в целом за прошлый год  цены на АЗС заметно выросли. По данным ИАЦ «Кортес», литр самого популярного бензина Аи-92 в среднем по стране подорожал на 2,79 рублей (на 11,7%), Аи-95 — на 2,93 рублей (11,4%), дизельное топливо — на 3,82 рублей (15,8%).

Что дальше? Если административное давление на нефтяников повторится, не исключено, что они все-таки прибегнут к экспорту автобензина, считает глава МТА. В первую очередь речь может идти о поставках в страны ближнего зарубежья — Казахстан, Украину, страны Средней Азии и Монголию. 

Вариантов несколько: экспортировать автобензин, снижать  его производства или продолжать копить запасы еще какое-то время, замечает Денис Борисов из «Номос-Банка».

По данным участников рынка, переговоры об экспортных поставках еще в конце года начали несколько нефтяных компаний, в частности «Башнефть» и ТНК-ВР.

Но если исходить из данных Минэнерго, несмотря на фактически запретительные пошлины,  экспорт высокооктановых бензинов ведется, хотя и в минимальных объемах: отгрузка в декабре 2011 года составила 139,3 тыс. т.

«Башнефть»  прекратила экспорт автобензина в апреле 2010 года, после того, как на внутреннем рынке возникла угроза дефицита, и в течение прошлого года не экспортировала бензин, говорит представитель компании. Однако она «рассматривает различные возможности реализации нефтепродуктов в 2012 году, включая экспорт. При этом приоритетом для «Башнефти» был и остается внутренний рынок моторного топлива», говорят в компании. 

Представители ТНК-ВР и «Газпром-нефти» воздержались от комментариев.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...