Елене Поленовой вернули долг
Наследие Поленовой оказалось в тени славы ее брата: Василий Поленов вошел во все хрестоматии, а о его сестре вспоминают от случая к случаю. Даже название нынешней выставки — «Она жила в волшебном мире сказки» — словно намекает на не вполне взрослое ее содержание. Меж тем Поленова — художница запоминающаяся, что и доказывает выставка в Лаврушинском переулке. Экспозиция невелика по размерам — всего два зала, но хороша отбором вещей. Многие из них демонстрируются впервые.
Первый зал посвящен графике и живописи. Виды Рима и Венеции соседствуют с излюбленным поленовским мотивом — цветами. Цикорий, ромашки, дикие мальвы… Во втором зале цветы можно увидеть на рисунках для вышивок. Рядом — мебель, сделанная по поленовским проектам в Абрамцевских столярных мастерских. Поленова была одним из идеологов Абрамцевского кружка, где русский стиль в искусстве формировался не как умозрительная идеология, но как серия образцов и приемов, достаточно живых, чтобы воспроизводиться без опасности стать клише. В семейном кругу она организует «керамические четверги» (в свое время Императорское общество поощрения художников послало ее в Париж изучать керамику), позднее из них вырастет гончарная мастерская в Абрамцево.
Для Поленовой очарование русским стилем — не признак рождения модерна, но содержание жизни. Летом, на даче, она объезжает соседние деревни, скупает у крестьян домашнюю утварь — донцы, лощила, солоницы, а затем использует их эстетику в эскизах стульев, шкафчиков и рамок для зеркалец. Из музея в Абрамцево в Инженерный корпус доставили и массивную дверь с резными наличниками (1892).
Другой хит выставки — эскизы иллюстраций к сказкам. Здесь и «Война грибов», и «Злая мачеха», и «Отчего медведь стал куцый» (многое предоставил Русский музей, среди участников выставки — усадьба «Поленово», Исторический музей, Гослитмузей, усадьба «Царицыно»). При жизни была издана лишь «Война грибов», остальные увидели свет уже после смерти художницы. Сказки печатали, в частности, у такого престижного издателя, как Иосиф Кнебель, они повлияли на целое поколение иллюстраторов, начиная с Билибина. А «Сынко-Филипко» с иллюстрациями Поленовой в 1899 году опубликовал журнал «Мир искусства» в номере, посвященном памяти художницы. Там же появились воспоминания невестки и репродукции с работами Поленовой.
В конце жизни она оказалась в эпицентре борьбы между трубадуром передвижничества Владимиром Стасовым и новым поколением в искусстве, которое Стасов считал декадентским (что для него было синонимом упадка). Поленова отказалась сотрудничать с близким к Стасову журналом «Искусство и художественная промышленность», сославшись на то, что уже дала слово Дягилеву, который подкупает ее стремлением «выйти из ужасной снотворной рутины». Стасов разгневался не на шутку — ведь это он сподвиг Поленову заняться иллюстрациями к сказкам. Месть критика была некрасивой — он назвал последние работы художницы «нелепыми и безвкусными».
Но к концу 1890-х репутация Поленовой была настолько бесспорна, что Дягилев предложил ей участвовать в конкурсе на обложку первого номера «Мира искусства». Кажется, можно было заказать обложку напрямую, но редактор хотел отметить уровень журнала самим набором конкурсантских имен. Наряду с Поленовой эскизы прислали Бакст, Бенуа, Врубель, Головин, Коровин, Лансере, Малютин, Сомов, Якунчикова (в итоге победил Коровин).
Эскиза Поленовой на выставке нет, как нет и других ее произведений, вошедших в объемный и содержательный каталог (здесь впервые полностью печатают ее письма из отдела рукописей Третьяковки, а также мемуары учившегося у Василия Поленова художника Егише Татевосяна). По каталогу видно, насколько масштабной могла бы получиться экспозиция, если бы ее разместили не на втором, а на третьем этаже Инженерного корпуса, где сейчас идет выставка, посвященная Неаполю. Той явно не хватило экспонатов, чтобы стать полноценной. В случае же с Поленовой каталог распирает от обилия скрытых идей, реализовать которые полностью куратору помешала нехватка пространства.
Выставка открыта до 26 февраля