Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского отбарабанил 35-летие
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского отбарабанил 35-летие](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/article-2017-05/RIAN_00512522.LR.ru.jpg?itok=W6epBMIg)
Культурный центр «Дом» в этот вечер наполовину был заполнен ударными инструментами — Ансамбль Пекарского справлял 35 лет творческой деятельности. А заодно и день рождение самого маэстро.
Всевозможные приспособления для издания звонов, шумов и тресков были спрятаны под вешалками и водрузились даже на рояле. По назначению благородный черный инструмент не использовали, хотя в меню вечера значилась композиция
Георгия Дорохова «Piano (Disambigulation) exposition-vi для поверхности
рояля и четырех исполнителей» (2011).
Ее исполнение — особый ритуал: музыканты залезают под инструмент и
затем его, по выражению Пекарского, «щекочут». В этот вечер конструкция
штатного «домовского» клавишного гиганта, к великому разочарованию публики, не позволила исполнить это
диковинное сочинение.
Пекарский предварял
каждую пьесу рассказом о композиторах и исполнителях. Из сыгранных в
этот вечер пьес нельзя не отметить «Слышишь ли ты нас, Луиджи? Вот
танец, который станцует для тебя обыкновенная деревянная трещотка»
(1991), авторства неподражаемой Софии Губайдулиной.
Очень к месту, по-рождественски светло и ясно прозвучала
«Таинственная Сага» (2011) Ивана Соколова. Название этой пьесы имеет
несколько значений — от цитаты из Лермонтова, до расшифровки слова
«Сага» как инициалов, а также первой и последней букв фамилии
«Губайдулина».
Антракт стал частью действа, поскольку был посвящен перепланировке
пространства. Весь ансамбль Пекарского — а с маэстро играют увлеченные
молодые люди — бодро передвигал инструменты: колокольчики, литавры и
огромные недовольно гудящие китайские барабаны.
Каждая композиция, исполняемая Ансамблем Пекарского, содержит элементы
ритуала и театра. Самым запоминающимся стало произведение Винко
Глобокара — «Corporel для ударника и его тела» (1985). Ярослав Шевченко исполнил ее на собственном теле — стуча, хлопая и
издавая звуки, последовательно характеризующие рождение и смерть,
удивление и страх.
Завершала концерт бурная губайдулинская «Юбиляция для четырех
ударников» (1979), в которой квартет исполнителей использует почти два
десятка инструментов. Пекарский, снявший щегольский шарф, повесил на шею
связку колокольчиков, и гром литавр из разных концов зала зазвучал на
пределе человеческих возможностей. Со сцены музыканты уходили под скрип
сдувающихся воздушных шариков.