Бывший страховщик увлекся вином
Продав долю в страховой компании «Наста», ее основатель Михаил Николаев предпринимает попытку сделать краснодарское вино элитным. Накануне Нового года в продажу поступит первая партия вина с его кубанских виноградников по цене 800 рублей за бутылку. Правда, эксперты скептически отнеслись и к цене, и ко всему проекту.
На первом этапе будет выпущено 80 тыс. бутылок вина под торговой маркой «Лефкадия». За два года, по оценке Николая Пинчука, генерального директора принадлежащей Николаеву компании «Новокрымское», планируется выйти на мощность до 400 тыс. бутылок вина в год. Более того, в планах довести объем продаж вина до 500 тыс. бутылок.
ООО «Новокрымское» построило завод мощностью 30 тыс. дал в год и разбило виноградники на площади 80 га сразу после продажи страхового бизнеса Николаева. За 100% «Насты» в 2008 году швейцарская компания Zurich Financial Services заплатила предпринимателю $465 млн. Помимо занятий виноделием бывший страховщик собирается построить коттеджный поселок (около 100 домов), а также обустроить фермы, которые будут выращивать экологически чистые продукты. Официально сумма инвестиций не раскрывается. По экспертным оценкам, общая сумма инвестиций в проекты в Краснодарском крае составит около $100 млн.
Но эксперты винного рынка скептически отнеслись к намерениям выпустить на рынок элитное краснодарское вино. Сейчас средняя цена на полке краснодарской продукции составляет 150 рублей за бутылку. Наиболее дорогие краснодарские вина продаются по 300 рублей. Проект же Николаева «замахнулся» сразу на ценовую категорию качественных итальянских и французских вин, обогнав лидирующую в среднем ценовом сегменте продукцию из Чили.
«Хорошая Италия — с хозяйств в Сицилии или Тосканы — продается по 500 рублей, ну, по 600–700. Добротные итальянские производители продают максимум по 150 тыс. бутылок. Это очень хороший показатель. При этом они на рынке лет по 15. Продать больше них практически невозможно», — рассуждает Герман Климовский, директор по маркетингу виноторговой компании «Арсенал».
При этом участники рынка обращают внимание на то, что выращивание в Краснодарском регионе винограда связано с определенными сложностями. «Первый нормальный урожай можно получить там через 5 лет, а хороший — только через 10», — говорит Климовский. Николаев купил свои виноградники как раз 5 лет назад.
Таких проблем у покупателей французских виноградников не возникает: они сразу получают готовый продукт. «У меня всегда была мечта заняться виноделием. И я начинал изучать Краснодар. Но быстро понял, что сил не хватит. У нас потеряна культура и виноделия, и виноградорства. Система не настроена. А мне при жизни хотелось свое вино попробовать. Может, когда-нибудь, опираясь на свой французский опыт, и реализую проект в Краснодарской крае», — рассуждает экс-депутат Госдумы и владелец агрохолдинга «Белая дача» Виктор Семенов. Сам Семенов купил виноградники в Провансе в 2008 году. Под маркой «Белая дача в Провансе» (Blanche Villa de Provence) он завозит в Россию 10 тыс.
бутылок, которые продает по 700–800 рублей.
Примеры успешного продвижения отечественной алкогольной продукции по высоким ценам есть. Это и «Русский стандарт» Рустама Тарико, и «Абрау-Дюрсо» Бориса Титова. «Хорошая легенда, продвижение в сетях и маркетинг. Главная задача для компании Николаева — объяснить потребителю, почему он должен платить такие деньги. Пример «Абрау-Дюрсо» показывает, что нет ничего невозможного», — говорит директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Цена бутылки вина от «Абрау-Дюрсо» составляет в рознице от 300 рублей до 1,5 тыс. рублей.