Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия признала ограничивающий характер оборонного договора с США
Интернет и технологии
Telegram заблокировал «тысячи аккаунтов» для предотвращения призывов к терактам
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск

Поедающие оленину клиенты могли интерпретировать перформанс как критику «ненужной войны»

Журналист Мэлор Стуруа — о неожиданном аспекте вывода американских войск из Ирака
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Недавнему уходу американских войск из Ирака предшествовал любопытный, но мало кем замеченный эпизод. Незадолго до того, как под покровом ночи 500 солдат и 100 танков оставили базу Аддер близ южного города Назирия и пересекли границу соседнего Кувейта, нью-йоркские полицейские нагрянули в одну из картинных галерей Ист-Виллиджа. После обыска они конфисковали несколько тарелок, которые, оказывается, были из сервиза, принадлежавшего лично Саддаму Хусейну.

Тарелки были тайно вывезены из Ирака еще в 2003 году, когда жители Багдада, захваченного американцами, стали громить роскошные дворцы тирана. Всего было вывезено 20 тарелок. Часть из них принадлежала последнему королю Ирака Фейсалу II. (Он был свергнут в 1958 году.) Художник Майкл Рэковитц, купивший эти тарелки из веджвудского фарфора, использовал их в своем кулинарно-политическом перформансе Spoils — в ресторане Autumn на Парк-авеню в тарелках Саддама и Фейсала подавалась оленина под сладким сиропом. По словам художника, поедающие оленину клиенты могли интерпретировать его перформанс и как критику «ненужной войны», и как победу над деспотизмом, и как «агитпроп» кулинарного сенсационализма.

Но газетный репортаж о Spoils попался на глаза членам иракской миссии при ООН. Они связались с Госдепом и минюстом и потребовали возвращения сервиза. Художник повиновался, собственноручно упаковал тарелки, и в тот же день их передали штату иракского премьер-министра Нури Камаль аль-Малики, который находился в столице США и вел переговоры с президентом Обамой. «Тарелки возвратятся в Ирак вместе с премьер-министром, на его личном самолете», — сообщил представитель Ирака при ООН Т. Хамид Байати. Он добавил, что тарелки имеют «культурное значение для Ирака» и будут выставлены в одном из дворцов Хусейна, превращенном в музей, как свидетельства власти и роскоши свергнутого диктатора. «Пусть иракский народ полюбуется на них», — сказал посол. В ресторане Autumn тарелками Саддама успели полюбоваться 700 посетителей, заплативших за это удовольствие, плюс оленину, по $38. Сам художник заплатил за каждую тарелку по $300 какому-то американскому мародеру, привезшему их из Ирака в качестве «трофеев».

Делая хорошую мину при плохой игре, авторы перформанса заявили, что даже они не смогли бы придумать ему более достойный финал. Президент и арт-директор галереи CreativeTime Энн Пастернак подчеркнула, что такой финал заставит американцев задуматься о войне в Ираке «куда больше, чем при поглощении оленины».

Правда, сервиз не полон. Несколько тарелок разбились в нью-йоркском ресторане; несколько, по словам художника Рэковитца, «видимо, осели в той или иной иракской семье и стали обычной столовой посудой». Вот это хорошо — и то, что разбились, и то, что осели. Главное, чтобы в Ираке не появились новые Фейсалы и Хусейны. И их блюдолизы.

 Автор — собкор «Известий» в США.

Комментарии
Прямой эфир