Поедающие оленину клиенты могли интерпретировать перформанс как критику «ненужной войны»
Недавнему уходу американских войск из Ирака предшествовал любопытный, но мало кем замеченный эпизод. Незадолго до того, как под покровом ночи 500 солдат и 100 танков оставили базу Аддер близ южного города Назирия и пересекли границу соседнего Кувейта, нью-йоркские полицейские нагрянули в одну из картинных галерей Ист-Виллиджа. После обыска они конфисковали несколько тарелок, которые, оказывается, были из сервиза, принадлежавшего лично Саддаму Хусейну.
Тарелки были тайно вывезены из Ирака еще в 2003 году, когда жители Багдада, захваченного американцами, стали громить роскошные дворцы тирана. Всего было вывезено 20 тарелок. Часть из них принадлежала последнему королю Ирака Фейсалу II. (Он был свергнут в 1958 году.) Художник Майкл Рэковитц, купивший эти тарелки из веджвудского фарфора, использовал их в своем кулинарно-политическом перформансе Spoils — в ресторане Autumn на Парк-авеню в тарелках Саддама и Фейсала подавалась оленина под сладким сиропом. По словам художника, поедающие оленину клиенты могли интерпретировать его перформанс и как критику «ненужной войны», и как победу над деспотизмом, и как «агитпроп» кулинарного сенсационализма.
Но газетный репортаж о Spoils попался на глаза членам иракской миссии при ООН. Они связались с Госдепом и минюстом и потребовали возвращения сервиза. Художник повиновался, собственноручно упаковал тарелки, и в тот же день их передали штату иракского премьер-министра Нури Камаль аль-Малики, который находился в столице США и вел переговоры с президентом Обамой. «Тарелки возвратятся в Ирак вместе с премьер-министром, на его личном самолете», — сообщил представитель Ирака при ООН Т. Хамид Байати. Он добавил, что тарелки имеют «культурное значение для Ирака» и будут выставлены в одном из дворцов Хусейна, превращенном в музей, как свидетельства власти и роскоши свергнутого диктатора. «Пусть иракский народ полюбуется на них», — сказал посол. В ресторане Autumn тарелками Саддама успели полюбоваться 700 посетителей, заплативших за это удовольствие, плюс оленину, по $38. Сам художник заплатил за каждую тарелку по $300 какому-то американскому мародеру, привезшему их из Ирака в качестве «трофеев».
Делая хорошую мину при плохой игре, авторы перформанса заявили, что даже они не смогли бы придумать ему более достойный финал. Президент и арт-директор галереи CreativeTime Энн Пастернак подчеркнула, что такой финал заставит американцев задуматься о войне в Ираке «куда больше, чем при поглощении оленины».
Правда, сервиз не полон. Несколько тарелок разбились в нью-йоркском ресторане; несколько, по словам художника Рэковитца, «видимо, осели в той или иной иракской семье и стали обычной столовой посудой». Вот это хорошо — и то, что разбились, и то, что осели. Главное, чтобы в Ираке не появились новые Фейсалы и Хусейны. И их блюдолизы.
Автор — собкор «Известий» в США.