Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Поедающие оленину клиенты могли интерпретировать перформанс как критику «ненужной войны»

Журналист Мэлор Стуруа — о неожиданном аспекте вывода американских войск из Ирака
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Недавнему уходу американских войск из Ирака предшествовал любопытный, но мало кем замеченный эпизод. Незадолго до того, как под покровом ночи 500 солдат и 100 танков оставили базу Аддер близ южного города Назирия и пересекли границу соседнего Кувейта, нью-йоркские полицейские нагрянули в одну из картинных галерей Ист-Виллиджа. После обыска они конфисковали несколько тарелок, которые, оказывается, были из сервиза, принадлежавшего лично Саддаму Хусейну.

Тарелки были тайно вывезены из Ирака еще в 2003 году, когда жители Багдада, захваченного американцами, стали громить роскошные дворцы тирана. Всего было вывезено 20 тарелок. Часть из них принадлежала последнему королю Ирака Фейсалу II. (Он был свергнут в 1958 году.) Художник Майкл Рэковитц, купивший эти тарелки из веджвудского фарфора, использовал их в своем кулинарно-политическом перформансе Spoils — в ресторане Autumn на Парк-авеню в тарелках Саддама и Фейсала подавалась оленина под сладким сиропом. По словам художника, поедающие оленину клиенты могли интерпретировать его перформанс и как критику «ненужной войны», и как победу над деспотизмом, и как «агитпроп» кулинарного сенсационализма.

Но газетный репортаж о Spoils попался на глаза членам иракской миссии при ООН. Они связались с Госдепом и минюстом и потребовали возвращения сервиза. Художник повиновался, собственноручно упаковал тарелки, и в тот же день их передали штату иракского премьер-министра Нури Камаль аль-Малики, который находился в столице США и вел переговоры с президентом Обамой. «Тарелки возвратятся в Ирак вместе с премьер-министром, на его личном самолете», — сообщил представитель Ирака при ООН Т. Хамид Байати. Он добавил, что тарелки имеют «культурное значение для Ирака» и будут выставлены в одном из дворцов Хусейна, превращенном в музей, как свидетельства власти и роскоши свергнутого диктатора. «Пусть иракский народ полюбуется на них», — сказал посол. В ресторане Autumn тарелками Саддама успели полюбоваться 700 посетителей, заплативших за это удовольствие, плюс оленину, по $38. Сам художник заплатил за каждую тарелку по $300 какому-то американскому мародеру, привезшему их из Ирака в качестве «трофеев».

Делая хорошую мину при плохой игре, авторы перформанса заявили, что даже они не смогли бы придумать ему более достойный финал. Президент и арт-директор галереи CreativeTime Энн Пастернак подчеркнула, что такой финал заставит американцев задуматься о войне в Ираке «куда больше, чем при поглощении оленины».

Правда, сервиз не полон. Несколько тарелок разбились в нью-йоркском ресторане; несколько, по словам художника Рэковитца, «видимо, осели в той или иной иракской семье и стали обычной столовой посудой». Вот это хорошо — и то, что разбились, и то, что осели. Главное, чтобы в Ираке не появились новые Фейсалы и Хусейны. И их блюдолизы.

 Автор — собкор «Известий» в США.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир