Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ нанесли удары по объектам ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
В России дефицит водителей грузовиков достиг 25%
Мир
Верховный лидер Ирана отверг уступки Западу в сфере ядерных технологий
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Происшествия
В Новосибирской области в ДТП с грузовиком и автобусом пострадали четыре человека
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали об освобождении Ласточкино в ДНР
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Армия
Минобороны рассказало о создании «защитного купола» над Запорожской областью
Мир
В Британии заявили об эффективности дальних ударов РФ по Украине
Мир
Bloomberg узнало о желании Франции ввести новые антироссийские санкции
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Общество
МЧС РФ заявило о контроле за лесными пожарами из космоса и с воздуха
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Вильфанд спрогнозировал июньскую погоду в Москве в ближайшие дни
Мир
На здании парижского кабаре «Мулен Руж» обрушились мельничные крылья
Здоровье
Минздрав РФ зарегистрировал первый в мире препарат для лечения болезни Бехтерева

Маяковка ставит спектакль о Маяковском

Поэт мог бы жить — если бы верил в Бога. К такому выводу пришел постановщик Алексей Кузмин-Тарасов
0
Маяковка ставит спектакль о Маяковском
Источник фото: mayakovsky.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Белые стены, хрустальная люстра, три венских стула, обшарпанный чемодан… «Двенадцать квадратных аршин жилья. Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник». Так теперь повелось не только в поэме «Хорошо», но и на сцене. В театре им. Вл. Маяковского репетируют спектакль о биографии великого поэта «Маяковский идет за сахаром».

До премьеры — считаные дни. Актеры, уже сроднившиеся с ролями, уточняют мизансцены, отрабатывают нюансы интонаций. За режиссерским столиком — недавний выпускник ГИТИСа Алексей Кузмин-Тарасов. Рядом — автор пьесы Саша Денисова и художница Полина Гришина (сокурсница постановщика по совместной мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, вместе учивших режиссеров и сценографов).

— Здесь будет зэтэмэ? — раздается откуда-то сверху.

— Нужно сговориться по репликам, — отвечает постановщик.

Таинственные «зэтэмэ» (затемнения) необходимы для смены эпизодов, пространств и времен. Сцены про прошлое перебиваются настоящим. Двое ведущих не без иронии отстраняются от происходящего. Один размышляет о величии Маяковского, другой пытается соотнести драмы и переживания поэта со своим личным опытом.

Первый комментатор — актер Всеволод Макаров предстает еще и чекистом Яковом Аграновым. Второй — Игорь Мазепа — игриво перевоплощается во Всеволода Мейерхольда. Сергею Быстрову досталось шесть ролей (Бурлюк, Хлебников, Брик, Шкловский, Керженцев, Пастернак), Татьяне Волковой — семь, причем не только женских (от домработницы Аннушки до Зинаиды Райх), но и мужских — художников Черемных и Митурича.

Зато роль Лили Брик разделили на двоих. Молодой ее играет Мария Фортунатова. Пожилой дамой, вспоминающей былое, — народная артистка России Галина Анисимова, усилившая своим авторитетом молодежную команду спектакля. Заглавная роль доверена Владимиру Гуськову, явно похожему на Маяковского внешне.

Но для режиссера Алексея Кузмина-Тарасова портретное сходство актеров и персонажей не имело значения.

— Я хотел поставить игру в то время. Мы не можем воссоздать точно ситуации прошлого. Только попробовать их представить, — поясняет режиссер «Известиям». 

От обилия знаменитых имен, включенных в пьесу Денисовой, может закружится голова. Но актеры — практически ровесники своих персонажей — сбивают «хрестоматийный глянец», играют живых людей. Смешных, нелепых, трогательных в одних ситуациях, героически настроенных или трагически обреченных в других. Судьбу поэта не свести к единому центру. Но спектаклю необходима кульминация.

— Мне важна искренность его финала, — признается режиссер. — Маяковский ушел из жизни, понимая, что вокруг творится что-то не то. В нем была искренность искусства, которой очень не хватает именно сегодня. Он понял, что никому больше не нужен, что работает не на то, что, наверное, исписался и его не принимают. В нашем спектакле актер Игорь Мазепа от лица ведущего говорит о своем друге, в какой-то момент поверившем в Бога. У Маяковского тоже был такой выбор. Но не произошло.

В финале последняя любовь поэта Нора Полонская (ее играет Дарья Хорошилова) укутывает возлюбленного в белое полотнище. То ли в саван наряжает, то ли младенца пеленает. Настоящий театр не минуют многозначные метафоры, даже если спектакль основан на подлинных документах и научных исследованиях.

Малобюджетная постановка на малой сцене Маяковки — экспериментальный проект, продвигающий молодых режиссеров. Программу придумал Миндаугас Карбаускис, недавно ставший художественным руководителем театра. Постановки спектаклей о человеке, чье имя не одно десятилетие носит центральный московский театр, стали первым заданием новичкам. 

«Маяковский идет за сахаром», Театр им. Вл. Маяковского,  27 декабря, 7 января, 19.00

Комментарии
Прямой эфир