Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ректор МГУ Виктор Садовничий может возглавить Европейскую академию информатизации

Главным проектом академии является разработка единого образовательного стандарта по высшему образованию для Европы и России
0
Ректор МГУ Виктор Садовничий может возглавить Европейскую академию информатизации
Виктор Садовничий. Фото: Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Воссозданную и реорганизованную Европейскую академию информатизации (ЕАИ) возглавит российская научная элита. Ректор МГУ Виктор Садовничий может стать ее президентом, вице-президентами предположительно станут академик Роберт Нигматулин, директор Института океанологии РАН, и два вице-президента РАН: Андрей Некипелов и Владимир Фортов.

ЕАИ была учреждена 19 сентября 1999 года в Бельгии, членами  академии являются более 700 ученых с мировым именем. До последнего времени у руля ЕАИ стоял российский академик Эдуард Евреинов, скончавшийся осенью этого года. Основная цель академии — исследование и решение важнейших фундаментальных и прикладных социальных и научных проблем построения единого информационного общества.

— Ректор МГУ Виктор Садовничий согласился возглавить вновь созданную организацию, — говорит Сергей Комков, исполнительный директор ЕАИ. — Вице-президентами из наших соотечественниками станут ученые из верхушки РАН: Роберт Нигматулин, Андрей Некипелов и Владимир Фортов.

Сам Садовничий подтвердил «Известиям» переговоры о возможном руководстве ЕАИ, но подчеркнул, что окончательного решения пока не принял.

По словам Комкова, хотя МГУ и не лидирует в мировых рейтингах вузов, сама персона Садовничего в научном мире имеет большой вес. Поэтому возглавить академию пригласили именно его. 

— В апреле-мае следующего года состоится первое заседание комиссии и будет намечена программа работ, а также подписаны договоры, — говорит Комков. — Главным проектом на сегодняшний день является разработка единого образовательного стандарта по высшему образованию для Европы и России.

Комков рассказал, что сейчас Европарламент готовит техническое задание для разработки стандартов высшего образования по Болонскому процессу и в следующем году оно будет дано академии.

— На разработку и апробацию стандартов нужно 1,5–2 года, на это потребуется около €3–4 млн, — говорит Комков. — Разработка стандартов будет проходить в тесном сотрудничестве с Еврокомиссией группы ученых международного уровня. Уже прошли несколько встреч с представителями Германии и Чехии, в ближайшее время пройдет встреча с руководством Венгрии.

Эксперты убеждены, что начало работы над едиными стандартами для российской высшей школы очень своевременно.

— Вопрос стандартизации — это веление века. Мы подписали Болонскую концепцию и должны следовать ее обязательствам, — убежден Александр Дегтярев, глава комитета по образованию в Госдуме. — Но нужно понимать, что разработанный академией стандарт может носить только рекомендательный характер. Он может быть внедрен у нас только после того, как будет адаптирован под российскую образовательную систему. Это не быстрый процесс, но это нужно делать.

— В 2003 году Россия подписывала Болонское соглашение, надеясь увеличить мобильность студентов и ученых за счет введения системы, позволяющей определять уровень подготовки и степень выпускников. Однако на деле оказалось, что из-за отсутствия стандартов, общих для стран — участников Болонского процесса, это невозможно выполнить. Дипломы наших вузов и научные степени до сих пор необходимо подтверждать, дополнительно сдавая экзамены. А новые стандарт, который будет разрабатывать ЕАИ, позволит разрешить эту проблему. Поэтому российское научное сообщество занялось умирающей академией.

Ирина Абанкина, директор института развития образования ВШЭ, также убеждена, что создание стандартов необходимо, но разрабатывать их нужно крайне осторожно.

— При выстраивании стандартов необходимо действовать очень аккуратно, чтобы не разрушить наше традиционное фундаментальное образование, — говорит Абанкина. — Если Садовничий возглавит эту академию, это будет хорошим знаком: он сможет отстоять интересы российского образования при разработке стандартов.

Комментарии
Прямой эфир