Игра в городки
В декабре в лагере «Солнечный» открылся детский автогородок — очередной, как гордо заявили чиновники. На площади в 2500 кв. м разместились светофоры, туннели, дороги и тротуары, трамвайные пути. Есть даже железнодорожный переезд. На создание автогородка, где школьники могут испытать себя в роли водителей и пешеходов, городской бюджет потратил 15 млн рублей.
В комитете по образованию уверены — именно в таких комплексах дети успешно усваивают навыки поведения и правила безопасности на дорогах.
— Ребята плохо понимают правила дорожного движения, когда им объясняют «на пальцах», — согласен c педагогами и чиновниками Георгий Веселовский из Всероссийского общества автомобилистов. — А вот если школьники посетят миниатюрный город, погуляют по нему или покатаются на электромобилях, веломобилях и велосипедах, они легче усвоят, как вести себя на улицах настоящего города.
Похожие по замыслу и воплощению автовелогородки имеются в Выборгском и Курортном районах. А их мобильные варианты действуют в пяти районах Петербурга. Обещают, что к 2012 году в программу попадут еще одиннадцать районов: на эти цели бюджет выделяет 20,6 млн рублей. Плюс к тому занятия по вождению и уроки для юных пешеходов проводятся сегодня в городе во всевозможных секциях, школах и опорных центрах по безопасности дорожного движения.
Чтобы идти в ногу со временем, на занятиях по ПДД используют мультимедийные программы. Так, в опорном центре по безопасности дорожного движения «Безопасный старт» в Московском районе применяют электронные тренажеры, которые разрабатывают сами педагоги центра, и компьютерные игры.
И это еще не все достижения. Так, «Известия» выяснили, что только в 2011 году на реализацию плана мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения из городского бюджета было выделено 50,6 млн рублей.
По версии чиновников, все эти расходы диктуются тревожной и безжалостной статистикой. За последние десять месяцев в Петербурге и Ленобласти в результате ДТП 831 ребенок получил ранения, 16 детей погибли. Причем, 195 ребят пострадали по собственной вине — сообщили «Известиям» в отделе пропаганды Управления Госавтоинспекции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В европейских странах, привыкших считать деньги, развивают иной подход к детской безопасности на дорогах. Там вовсю используют возможности интернета. Так, английский департамент по транспорту создал специальные сайты по безопасности дорожного движения для детей, учителей, родителей и водителей. Так, в Великобритании действует портал «Дорожные сказки», который предназначен для ребят от 6 до 11 лет. Здесь дети могут посмотреть мультфильмы. Например, про мальчика, который сломал руку, потому что неправильно переходил через дорогу, и теперь не может плавать и заниматься картингом. Или увидеть документальные видеоролики, в которых сверстники рассказывают, как попали в аварию и что после этого изменилось в их жизни.
На сайте можно поиграть в компьютерные игры на запоминание правил. Причем, если какой-то из персонажей во время игры нарушит ПДД, на экране появится раненый человечек и надпись: «Пять недель не сможет играть в компьютерные игры». На сайте авторы пытаются виртуально объяснить не только правила, но и причины, по которым их нужно соблюдать. Разумеется, картинки дополняются музыкой, стихами и звуковыми эффектами. С этого и других порталов родители и учителя могут скачать пособия с правилами и сказками, чтобы изучать все это вместе с детьми.
По мнению Павла Арсеньева, руководителя одного из российских образовательных порталов, на создание аналогичного проекта в русскоязычной сети потребовалось бы около 1,8 млн рублей. По сути, затраты значительно меньшие, чем идут на организацию автогородков. Тем более там крупные вложения требуются только на этапе «старт-апа», а затем — небольшие расходы на продвижение и хостинг. Достоинства подобного проекта очевидны: использовать ресурс могли бы не только жители города, но и всей страны.
— Такой сайт был бы полезен и для родителей, — считает Анна Шарапова, мама 9-летней Дианы. — Ведь чем больше знают мамы и папы, тем лучше они смогут рассказать об этом ребенку.