Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Начо Дуато лишил «Спящую красавицу» имперских амбиций

В постановке Михайловского театра главный русский балет обрел камерность и лиризм
0
Начо Дуато лишил «Спящую красавицу» имперских амбиций
Ришат Юлбарисов в роли феи Карабос, фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Даничев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда Начо Дуато — худрук Михайловского балета — объявил о скорой постановке «Спящей красавицы», ревнители классических традиций не на шутку взволновались. Пересуды в кулуарах звучали примерно так:

— И что себе позволяет этот иностранец? Без году неделя в России, целительной мощи нашей балетной школы не изведал, у себя в Мадриде ставил босоногие композиции, а тут посягнул на святая святых — спящую нашу красавицу. И где? В самой ее колыбели.

Можете быть спокойны, дорогие друзья. Представленная Михайловским «Спящая...» как была энциклопедией русского балета, так и продолжает ею быть. Несмотря на заверения хореографа, что от Петипа там не осталось и следа. Разве что аттитюд Авроры, он же привет классику.  Аттитюд действительно есть, но вместе с  ним — да здравствует великая сила традиции — и многое другое из задумок Мариуса Ивановича со товарищи.

На месте весь сюжет — крестины Авроры, предсказание Карабос, заступничество феи Сирени, совершеннолетие, четыре кавалера, веретено, столетний сон, видение принцессы с нереидами, судьбоносный поцелуй, сюита сказок и финальная свадьба. Но главное — наличествуют пуанты и многое из танцев. Причем это «многое» в таком количестве, что перечисление цитат из Петипа и его редакторов рискует стать самостоятельным текстом.

Разумеется, есть в балете и фирменное авторское, когда наконец вспоминаешь, что имя постановщика — Дуато. К «классическим» ногам временами прилагаются текучие руки и свободные спины. Живительным оазисом возникает чувственная фарандола с «каблучной» дамой и двумя кавалерами. Но эти счастливые моменты — капля в классическом и, что греха таить, бледноватом море.

Зачем же большой Начо так расстроил своих поклонников? Они ныне мечтают вернуть танцовщикам босоногость и поставить все заново, по-дуатовски. И как понимать его слова, что никакого Петипа в спектакле не будет — только он, Дуато?

Ну, во-первых, словам творцов верить нельзя. Во-вторых, Начо, похоже, находится в процессе самоидентификации. Шаг за шагом осознает себя петербургским мастером. Вот сейчас он заговорил языком классического балета — по наитию, сам того не подозревая, местным воздухом навеяло. Шутка, конечно, но любопытный сюжет за ней вырисовывается.

«Спящая…» — третий эксклюзивный спектакль Дуато для Михайловского. В первом —  Nunc Dimittis — мытарства одинокой души напоминали депрессивные опусы Бориса Эйфмана. Во втором — «Прелюдии» — хищный кордебалет в белоснежных тюниках отражал неприязнь мэтра к отжившим традициям. Там же лирический герой, оседлав ложноклассический купол, вглядывался в петербургские дали и, возможно, высмотрел еще одну традицию — большой балет Петипа.

Но не провел его по разряду «устаревшего», а подошел со всем пиететом, хотя и не без иронии. Явил, так сказать, отношение к предшественнику. Выяснилось, в частности, что музыку Чайковского Дуато, в отличие от шведского коллеги Эка, мыслит в классических па, но отрицает присущую балету-феерии гигантоманию. 

Михайловская «Спящая…», несмотря на «полновечерность», балет камерный, лиричный, почти домашний. Уютные, как картинки дореволюционной «Нивы», декорации-костюмы (Ангелина Атлагич), неагрессивный свет (Брэд Филдс), деликатный оркестр (за пультом — Валерий Овсянников) и непривычная для императорского спектакля малолюдность.

Жертвой камерности в числе прочего пала свита феи Сирени, панорама (из задуманных 16 смен картин осталось две), вариации Флорины и Голубой птицы, финальная мазурка и скрипичный антракт. Зато новыми красками заиграл Пролог, чья «вступительность» ранее придавала ему некую необязательность. У Дуато же Пролог, пожалуй, главная часть балета, его гордость и краса. Там царят темп и воодушевление, каковых катастрофически не хватает остальному повествованию.

Блеск Пролога — во многом заслуга прекрасной дамы. Двухметровой, резкой, сильной и стильной феи Карабос. Переживающий в этой роли звездный час Ришат Юлбарисов переигрывает в зрительской любви тройку героев, не выходящих за рамки «классического» и потому скучноватых. Михайловский можно поздравить с яркой исполнительской победой. Для традиционной «Спящей...», уже давно не ведающей прозрений, это немало.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир