Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сладкие плоды революции

На фестивале Brick в «Пионере» покажут цвет британского кино 1970-х
0
Сладкие плоды революции
Кадр из фильма Майка Ходжеса «Убрать Картера». Источник: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Барочные фантазии Кена Рассела, социальные притчи Линдсея Андерсона, остросоциальные драмы Лоуча — на фестивале Brick в «Пионере» покажут цвет британского кино 1970-х.  

Именно на это десятилетие пришелся расцвет британской поп-культуры, отголоски которой отчетливо доносятся до нас сквозь десятилетия. В прошлом — наивные идеалы революции 1960-х с ее культом бунтарей, впереди — застой и социальный кризис грядущей консервативной эпохи тэтчеризма. А между этим — упоительное десятилетие свободы во всем ее разнообразии.

Кино 1970-х наглядно продемонстрировало, что революция, о которой мечтали шестидесятники, свершилась, перестав быть прерогативой исключительно маргиналов и интеллектуалов, и достигла святая святых буржуазного общества — мидл-класса.

В прошлом году в «Пионере» прошел первый фестиваль Brick, посвященный британскому кино 1960-х, «новой волне» и поколению «рассерженных», — Тони Ричардсона, Линдсея Андерсона и Ричарда Лестера. Режиссеры, заявившие о себе в 1960-х, продолжают активно работать и в последующее десятилетие — но не они уже определяли эпоху.

Возможно, не обошлось без влияния Голливуда, который к 1970-м годам, преодолев, наконец, затяжной кризис, начал активно вербовать перспективные британские кадры, умевшие находить общий язык с молодежной аудиторией. Процесс адаптации проходил с разной степенью успеха: для кого-то, как для Джона Шлезингера, переезд в США стал началом нового этапа карьеры (здесь он снял свои лучшие картины — «Полуночный ковбой», «День саранчи»), большинство влились в стройные ряды первоклассных голливудских мастеров, так и не сняв ничего, достойного своих первых работ. Из главных режиссеров 1960-х в Англии остался лишь Линдсей Андерсон — в 1970-е он создал здесь программное произведение британского кино «О, счастливчик».

Впрочем, движение было и в обратном направлении. Еще в конце 1950-х, спасаясь от маккартизма, в Англию переезжает американец Джозеф Лоузи, активно снимавший и в 1960-е, и десятилетие спустя. А в середине 1960-х — Стенли Кубрик. Его хрестоматийным «Заводным апельсином», настоящей энциклопедией британского кино первой половины 1970-х, и откроется второй фестиваль Brick, посвященный кинематографу этого периода.

Странный факт: при всей своей красочности британское кино остается для российского зрителя, по большому счету, terra incognita. Быть может, поэтому организаторы Brick намеренно отказались от широко известных картин, сделав акцент на тематическом и жанровом разнообразии представленных лент, которое дает возможность представить 1970-е во всем их многообразии. Среди безусловных хитов, помимо обязательного Кубрика, можно назвать разве что знаменитый триллер Николаса Роега «А сейчас не смотри», входящий во все топ-листы лучших британских фильмов в истории.

Среди картин, представленных на фестивале, — две работы плодотворного дуэта режиссера Майка Ходжеса и главной английской звезды 1970-х Майкла Кейна: жесткий криминальный боевик «Убрать Картера» и типично британская комедия «Палп», пародирующая приключенческое кино вообще и «Профессию репортер» Антониони, в частности.

70-е годы прошлого века невозможно представить без картин скончавшегося две недели назад Кена Рассела. Не слишком популярный в России Enfant Terrible британского кино, автор «Влюбленных женщин» и «Листомании», будет представлен на фестивале картиной «Дикий мессия» — биографией скульптора Анри Годье-Бжеска, решенной в фирменной китчевой манере.

Говоря о влиянии кинематографа 1970-х на современное кино, нельзя также обойтись без имен, дебют которых пришелся на те годы и которые до сих пор являются ключевыми авторами британцев. Кен Лоуч попал в кино в середине 1960-х, а в 1969 году поставил свой, быть может, лучший фильм — «Кес». В 1970-х он работал преимущественно на телевидении, поставив лишь две кинокартины: «Черный Джек» и одну из своих главных работ, которую и покажут на фестивале, — остросоциальную драму «Семейная жизнь». «Левак» и закоренелый реалист, в своих лучших картинах Кен Лоуч выходит далеко за пределы заявленной проблемы, выводя историю на уровень экзистенциальных обобщений.

Жесткая драма из жизни представителей мидл-класса «Безрадостные мгновения» открыла для кинематографа имя будущего триумфатора Канн и Берлина Майка Ли. Первая же работа в кино, поставленная им по собственной пьесе, стала заметным явлением в кино 1970-х, а самого Ли (русский еврей по происхождению) стали называть английским Чеховым. После «Безрадостных мгновений» Майк Ли, как и Лоуч, следующие 12 лет работал на телевидении, а свои лучшие картины снял десятилетия спустя, когда от 1970-х остались лишь сладостные воспоминания.

Отдельную часть программы составляют картины, которые дают широкую панораму контр-культурного движения 1970-х, — панков, замшеголовых («Бронко Буллфрог»), рудбоев («Рудбой»), анархистов, модов (подростковая драма о первой любви «Квадрофения») и движения за права темнокожих black power (снятая чернокожим режиссером Хорасом Ове картина «Давление» — первый и главный фильм о черном населении и черной субкультуре в современной Англии). Также представлена здесь трилогия малоизвестного в России выдающегося шотландского режиссера Билла Дугласа — «Мое детство», «Моя родня», «Мой путь домой».

 15–19 декабря, кинотеатр «Пионер»

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...