Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ОПЕРуполномоченный СССР вспомнил Луиджи Ноно

Перед премьерой «Князя Игоря» Юрий Любимов рассказал о своей первой оперной постановке в La Scala
0
ОПЕРуполномоченный СССР вспомнил Луиджи Ноно
Юрий Любимов, фото: ИЗВЕСТИЯ/Ацамаз Кочиев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Юрий Любимов стал гостем Международного фестиваля современной музыки «Московский форум». Более девяти часов провел мэтр в стенах столичной консерватории, начав свой визит с рассказа о совместной работе с легендарным итальянским композитором-авангардистом Луиджи Ноно. В сотрудничестве с ним он в 1975 году осуществил свою первую оперную постановку — «Под жарким солнцем любви» в театре La Scala.

«Это было удивительное предприятие», — отметил Юрий Петрович. Известный своими историческими традициями La Scala впервые решился на столь необычную радикально-авангардную постановку. По словам Любимова, поразительным было и то, что в дело ввязался Клаудио Аббадо, всемирно известный дирижер с безупречным классическим реноме.

Свою же роль режиссер скромно определил как «ОПЕРуполномоченный СССР».  В основу оперы легли тексты Маркса, Ленина, Горького, Че Гевары и т.д., а ее основное действие происходило на ее действие происходит на революционных "подмостках" разных стран и разных времен. Организаторы и участники встречи, вероятно, не ожидали, что политически-протестная тематика оперы Ноно окажется в дни фестиваля столь злободневной.

Впрочем, разговор с автором нескольких десятков оперных постановок шел не только об опере. Мастер поделился некоторыми секретами своей режиссерской профессии:

— Я вообще преступник: вырезал куски из музыки Вагнера, когда мне казалось, что это скучно. А некоторые немцы, которые смотрели постановку с партитурой в руках, недоумевали: думали, что, видимо, зазевались.

Коснулся Юрий Петрович и своего участия в предстоящей ровно через год премьере новой редакции «Князя Игоря» Бородина в Большом театре. Он пообещал «не разрушать Большой». А также посетовал, что многие сцены оперы остаются недооцененными на фоне знаменитых «Половецких плясок»:

— Я, понимаете, какой нехороший: мне «Пляски» показались вялыми.

В этот же день при участии Юрия Любимова, ректора Консерватории Александра Соколова и директора Итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Аста была открыта фотовыставка «Луиджи Ноно 1924-1990. Маэстро звуков и тишины», предоставленная Фондом Луиджи Ноно в Венеции. Экспозиция, снабженная развернутыми текстовыми комментариями, расположена в фойе Большого зала и в ближайшие недели будет доступна для всех посетителей.

Во время церемонии открытия в Большом зале проходила оркестровая  репетиция — и «оперуполномоченный» оценил замечательную акустику недавно отреставрированного помещения. Юрий Петрович решил остаться на фестивале до конца дня, и вечером присутствовал на концерте, где впервые в России прозвучала «Дышащая ясность» Ноно для хора, флейты и электроники (в исполнении камерного хора «Эйдос», Ивана Бушуева и со звукорежиссурой Николая Хруста).

Луиджи Ноно также станет героем заключительного дня «Московского форума» 14 декабря, когда в консерватории состоится круглый стол с участием коллег и исследователей творчества Ноно. Биргит Вертенсон представит свою книгу «Луиджи Ноно и Восток», композитор Никола Сани покажет документально-биографический фильм «С Луиджи Ноно».

Комментарии
Прямой эфир