Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Артдокфест-2011» открыл «Ходорковский»

Помимо конкурса гвоздем нынешнего фестиваля должна стать программа Польской Академии, представленная фильмами ведущих польских мастеров разных поколений
0
«Артдокфест-2011» открыл «Ходорковский»
Здание кинотеатра «Художественный». Фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Куденко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня в московском кинотеатре «Художественный» открылся пятый по счету фестиваль документального кино «Артдокфест» — самый представительный в стране национальный смотр документального кино.

Умение президента и идеолога фестиваля Виталия Манского упаковать в красивую упаковку что угодно давно и хорошо известно. За несколько лет руководства фестивалем Манский смог сделать «Артдокфест» не только самым ярким из кинодокументальных форумов, но заметным и модным событием вообще, безотносительно к жанру.

Из тех нескольких документальных фестивалей, которые проходят каждый год в Москве, успешными, помимо «Артдокфеста», можно назвать разве что ориентированную на международные суперхиты документальную программу «Свободная мысль» Московского кинофестиваля и, в гораздо меньшей степени, — маргинальный «Кинотеатр.doc».

«Артдокфест», конечно, событие совсем иного масштаба. В семи программах нынешнего фестиваля участвует около 100 фильмов из 24 стран, по расчетам организаторов в этом году его должны посетить около 20 тыс. зрителей, что делает «Артдокфест» самым крупным фестивалем документального кино на территории России.

Фестиваль Манского берет не только масштабом. На фоне унылых конкурентов он выделяется агрессивным программированием. Хотя регламент фестиваля не запрещает брать фильмы с других фестивалей, на практике чаще всего работает принцип премьерности: большинство картин из конкурса в России будут показываться впервые.

Позиционируя себя событием успешным и модным, «Артдокфест» нашел себе площадку в самом центре Москвы, в «Художественном» — замшелом, зато на Арбате. А также установил цену на билеты, что для дотационных документальных фестивалей России нонсенс, — и народ пошел. На модное, за деньги.

Чтобы поход навстречу был взаимным, организаторы, в свою очередь, немного подкорректировали регламент, допустив возможность участия в конкурсе картины из любой страны, если фильм снят на русском языке. В этом году в конкурсе «Артдокфеста» 21 картина, большая часть из которых — не российского производства.

Ходят слухи, что нынешний фестиваль  должен был открывать главный документальный фильм года с русским лицом — «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, однако режиссер предпочел отдать свой фильм питерскому «Посланию человеку». Поэтому фестиваль Манского открывает немецкий «Ходорковский», который бесконечно проигрывает ленте Косаковскома в художественной составляющей, но в гораздо большей степени отвечает стратегии Манского позиционировать фестиваль как событие не только кинематографическое.

Безусловно, небезосновательной. Современная российская документалистика не дотягивает по части художественной, добирая «общественной нагрузкой».

Одна из главных особенностей отечественного документального производства — отсутствие заказа. Формально он есть, но интерес заказчика к готовому продукту — нулевой. Этот кино в России чаще всего существует по законам андерграунда и вопреки логике. Основным его заказчиком выступает не телевидение, как во всем мире, а Министерство культуры, безвозмездно поддерживающие полумертвые студии копеечными заказами. Готовые картины оседают в хранилищах Красногорского архива, никому не нужные.

В пику дотационному классическому кинематографу в стране процветает кино полулюбительское — маргинальное, живое и дикарское, заботливое выращенное на грядках школы Марины Разбежкиной. Впрочем, авангард, занявший нишу мейнстрима, — явление, смертельно опасное для киноязыка. Это отлично понимают организаторы «Артдокфеста», уравновешивая идеологию «Кинотеатра.doc» целой программой традиционных документальных фильмов, снятых по заказу ТВ.

Кроме полуроссийского конкурса «Артдокфесту» есть чем привлечь зрителя. Гвоздем нынешнего года должна стать программа Польской Академии, представленная фильмами ведущих польских мастеров разных поколений — от Марцеля Лозиньского до Марчила Кошалки, а также программа «Выбор Председателя» Андрея Звягинцева, возглавившего жюри в этом году.

Фестиваль продлится до 10 декабря.

Комментарии
Прямой эфир