Лукашенко перед расстрелом


Верховный суд Белоруссии приговорил в среду к высшей мере наказания — расстрелу — Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, признанных виновными в организации теракта на станции «Октябрьская» Минского метрополитена 11 апреля этого года. В странах Европы, да и в России уже успели отвыкнуть от смертных приговоров, и потому решение суда ставит в крайне сложное положение президента Белоруссии Александра Лукашенко.
«Президент сегодня стоит перед выбором: санкционировать приведение приговора в исполнение или помиловать Коновалова и Ковалева, заменив им смертную казнь пожизненным заключением, — объяснил «Известиям» директор программ СНГ аналитического центра «Креативная дипломатия» Владимир Перебоев. — С высокой долей вероятности можно предположить, что Лукашенко изберет второй путь. Исполнение расстрельного приговора окончательно утвердит за президентом Белоруссии репутацию не просто «последнего диктатора Европы», а диктатора кровавого и лишит Лукашенко возможности его любимого маневра — периодического лавирования между Россией и Западом».
Давление на белорусского президента будет оказано не только с Запада, но и из Москвы и Астаны, добавил Перебоев. Минск входит в Таможенный союз, страны которого, Россия и Казахстан, не применяют смертную казнь, хотя формально и не исключают эту меру наказания из своих уголовных законодательств. Экономика Белоруссии находится в преддефолтном состоянии, кредиты из Москвы или от МВФ нужны Лукашенко и угроза их лишения наверняка побудит президента смягчить приговор Коновалову и Ковалеву.
Однако в этом случае Александр Лукашенко попадает в другую коллизию. Если Дмитрий Коновалов полностью признает свою вину в организации теракта 11 апреля, жертвами которого стали 15 человек, а также еще в серии взрывов в различных городах Белоруссии в период с 2001 по 2008 год, то Владислав Ковалев виновным себя не признает и заявляет, что признательные показания были получены у него под давлением.
«Живой и говорящий Ковалев в тюрьме превратится для Лукашенко в долгоиграющую проблему, — предупреждает Владимир Перебоев. — Международные правозащитные организации уже готовы начать кампанию по пересмотру его дела. Правительства зарубежных стран могут воспользоваться делом Ковалева как рычагом для давления на Лукашенко». В перспективе свои показания может пересмотреть и Дмитрий Коновалов, добавил эксперт.
За все время своего правления Александр Лукашенко только один раз, в 1996 году, подписал прошение о помиловании приговоренного к смертной казни. Расстрел был заменен преступнику, имя которого не разглашается, на 20 лет лишения свободы. Всего же, по данным «Международной амнистии», за время правления Лукашенко в Белоруссии было вынесено около ста смертных приговоров.