"Большая книга" выбрала "Письмовник" Михаила Шишкина
Для церемонии национальной литературной премии в Доме Пашкова была выбрана «кинематографическая тема». Ведущие Борис Берман и Ильдар Жандарев допрашивали каждого из поднимавшихся на сцену финалистов, представляют ли они экранизации своих книг. Большинство писателей открещивались от самой возможности сотрудничества с кинематографом. Некоторые все же отвечали на вопрос, кого из режиссеров они допустили бы до текста. Чаще других звучало имя Квентина Тарантино.
Третью премию в 1 млн. рублей взял Дмитрий Быков за исторический роман «Остромов, или Ученик чародея». Вторую - в 1,5 млн. рублей получил Владимир Сорокин за «Метель». «Лучше поздно, чем никогда» , -- лаконично заметил писатель. Наконец, первая премия в 3 млн. рублей досталась Михаилу Шишкину.
Его роман "Письмовник" накануне церемонии получил и "премию зрительских симпатий". "Письмовник" можно назвать историей любви, но одновременно это -- стилистический эксперимент, в котором автор пытается создать новый "любовный язык", где, как выясняется, столько же горечи, сколь и сладости. Писатель заверил собравшихся, что премия для него важна, он также поблагодарил свою "музу", жену Евгению.
Национальная литературная премия «Большая книга» была учреждена в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности», и в отличие от большинства других литературных премий с более камерным жюри, поставила процесс выбора на солидную основу. В «литературной академии», которая выбирает трех лауреатов, -- более ста читателей, как профессиональных, то есть издателей, литературоведов, критиков, так и любителей. На этот раз академики проявили самую большую активность: из 107 человек в голосовании приняли участие 94.
Победителей определяет голосование. Так что аргумент «в одни руки две премии не давать», который мог бы повлиять на решение небольшого жюри, здесь не действует. Премия вручается в шестой раз, и среди претендентов есть авторы, не однажды попадавшие в финал. Например, в 2006 году в первую тройку вошли Дмитрий Быков и Михаил Шишкин. На этот раз они вновь встретились в кратком списке премии. Только если тогда Быков был на первом месте, а Шишкин - на третьем, то теперь
произошла "рокировка", писатели поменялись местами.
До сих пор премия, в соответствии со своим названием, проявляла всеядность: претендовать на нее могли как сборники рассказов, так и биографии. На собраниях «литературной академии», которые обычно проходят перед церемонией, то и дело спорят, правомерно ли такое соревнование. Однако, новых номинаций «Большая книга» пока не учредила.
Все прошлые годы именно биографии (и чаще всего – вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей») получали хотя бы одну из главных премий. Для жюри это была традиционная «лазейка»: вместо поощрения современных романов можно было отметить проверенных классиков.
Среди премированных биографий – «Борис Пастернак» (Дмитрий Быков), «Алексей Толстой» (Алексей Варламов), «Александр Солженицын» (Людмила Сараскина). Но в этом году эксперты премии, совершающие предварительный отбор, признались, что волевым решением не включили в список финалистов ни одной биографии.
В результате академики уже не могли спрятаться за нон-фикшн. Перед ними оказалась современная русская проза во всей ее серьезности, мрачности и многозначительности. Большинство выбранных романов – объемные хроники поражения.
«Метель» Владимира Сорокина – своеобразный реквием по всей российской действительности. Ольга Славникова в «Легкой голове» фиксирует последний бунт «маленького человека». В романе Сергея Солоуха «Игра в ящик» говорится об умирании отечественной науки. «Остромов, или Ученик чародея» Дмитрия Быкова провожает «бывших людей», не нашедшим себя в послереволюционной России, а «Горизонтальное положение» Дмитрия Данилова находит подходящую позу для сегодняшних «лишних».
«Большая книга» традиционно присуждает и специальный приз. Среди лауреатов прошлых лет – Наум Коржавин, Андрей Битов, Валентин Распутин, Илья Кормильцев, Борис Васильев. В прошлом году неожиданно отметили Антона Павловича Чехова. Хотя ничего мистического не произошло: премию отдали чеховедам, а именно Чеховской комиссии при Совете по истории мировой литературы РАН.
На этот раз лауреатами стали прозаик Фазиль Искандер и знаменитый издатель Питер Мейер, в течение 20 лет возглавлявший издательство Penguinи публиковавший переводы русской классики. Англоязычное издательство уже выпустило роман Ольги Славниковой, и, как надеются «большекнижники», обратит внимание на других финалистов.